4. Основные положения теорий аксиологического онтологизма


Основанием теорий аксиологического отнологизма стало понимание ценностей как феномена бытия человека как такового, которое рассматривается как форма проявление его сущностных, родовых качеств.

Феномен (фр. Phenomenal, от гр. phainomenon = являющееся) – 1) исключительное, редкое, необычное явление; исключительный в каком-л отношении человек; 2) в идеалистической философии то, что дано в чувствах и не постигается умом; 3) философское понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

Сущностные или родовые качества – это те качества объекта, которые присущи только ему и по которым этот объект отличается от объектов другого рода или вида.

Началом аксиологических теорий этой группы стали исследования Николая Гартмана и Макса Шелера, которые исходили из того, что человек развивается как часть Мира и его отношения с этим миром есть результат этого развития. Изучение особенностей отношений человека с миром позволило выявить следующее:
  • Эти отношения он строит сам, т.е. способы их организации генетически не заданы и не даются человеку на уровне инстинктов.
  • Порядок установления отношений человека с миром определяется, с одной стороны, при помощи мышления (то, что Паскаль назвал «логикой математического рассудка»), а с другой – влечениями человека. При этом обнаруживается, что и влечения человека не есть что-то случайное и беспорядочное. Они выражают какой-то порядок, логику необходимого, значимого для человека, то, что определяет для него смысл жизни, то, что Паскаль назвал «логикой сердца».
  • Влечения человека принципиально отличаются от влечений животных, они выражают, по словам М. Шелера, новый принцип жизни. Этот принцип заключается в том, что предметная направленность влечений человека не задана для него генетически, а возникает и постоянно изменяется в результате работы индивидуального духа – новообразования, присущего только человеку и определяющего его сущностные качества. Такие предметные направленности влечений человека Шелером рассматриваются как ценности.
Таким образом, в теориях аксиологического онтологизма ценности рассматриваются как феномен человеческого бытия, возникновение которого обусловлено сущностными качествами человека. Изучение процессов возникновения и изменения ценностей с точки зрения целостности его бытия, позволяют установить, что необходимыми условиями осуществления этих процессов являются и общественная сторона бытия человека, с её внешне задаваемой для человека нормативностью отношений, и его психика, в основе которой лежат индивидуальные переживания. Также обнаруживается трансцендентный характер ценностей человека по отношению к его фактическому бытию. Это проявляется в том, что ценности фиксируя образы желаемого человеком будущего всегда «выходят за» его фактическое бытие, за его настоящее (Ж.-П. Сартр) (57). Это позволяет рассматривать теории аксиологического онтологизма как основание согласования знаний о ценностях, вырабатываемых теориями других групп.

В теориях, относящихся к аксиологическому онтологизму, обнаруживается «стремление освободить аксиологию от мистики, спиритуализма и трансцендентного идеализма. Но в то же время ценности не рассматриваются только как результат рационального оценивания действительности. «Ценность усматривается в предметности объективного порядка, которая обнаруживается в реальной действительности, в том числе в природе, осмысленной через дух созерцающего и оценивающего субъекта. Говоря иначе, ценностью оказываются интенциональные предметы, т.е. те предметы, которым придан и предзадан смысл» (45, с. 198). Вместе с этим, в этих учениях «сохраняется стремление к объективному (сверхчувственному) и общезначимому (нерелятивному) пониманию ценностного мира», которое выводится из закономерностей развития и целостности Мира как такового.

Выделение Паскалем двух типов суждений: суждения чувства и суждения математического рассудка, а также его идея о последовательном переходе ценностного суждения от ценностей морали к ценностям религии и к ценности святого, обеспечивающем устойчивость бытия человека, послужили основанием возникновения или совершенствования целого ряда аксиологических теорий. М.Шелер, развивая содержание формулы Паскаля «le couer a ses raisons» («у сердца свои доводы») построил свою теорию ценностей. Эта работа была продолжена Н. Гартманом, Б. Вышеславцевым, она нашла свое отражение в психологии К.Юнга. В исследованиях позднего В. Дильтея и позднего Г. Риккерта также появились положения, позволяющие отнести их исследования к этой группе теорий.

Наиболее значимые для нас являются идеи М. Шелера (79), который возникновение ценностей связывает с актами индивидуального духа, управляющего и руководящего влечениями человека. О роли индивидуального духа в процессе возникновения ценностей говорит и В. Дильтей, который исходит из признания в человеческой природе (человеческом духе) неких скрытых схем переживания самой жизни. В результате этого переживания у людей образуется изначальный фундаментальный опыт, где «Я» и Мир не расчленены, а конституирующим моментом выступает дух. Таким образом, ценности возникают в результате переживания, в структуре которого представлена духовная деятельность человека в её нерасчлененности. В переживании дано все непосредственно, значение каждой части определяется её отношением к целому - это жизненное, а не познавательное отношение к миру, т.к. в нем не расчленяется полнота жизни на субъект и объект.