6. Аксиологические теории о функциях ценностей


При исследовании абсолютных ценностей были выявлены следующие регулятивные функции:
  1. внутренняя регулятивная функция, проявляющаяся в наличии направленности поведения и деятельности людей на то, что значимо, необходимо, и внешняя регулятивная функция, проявляющаяся в наличии внешнем для индивидов основании упорядочивания отношений между людьми.
  2. регулятивно-нормативная функция, которая проявляется в том, что ценности фиксируют значимое для всех людей (общезначимое) и в силу этого обязательное к исполнению;
  3. оценочная функция, проявляющаяся в том, что ценности выступают эталоном оценивания;
  4. функция единения общества (функцию согласия), проявляющаяся в реализации общей направленности людей на установление объективно позитивных и одобряемых всеми отношений;
  5. функция упорядочивания индивидуальных, фактических ценностей, проявляющаяся в подчинении ценностей меньшей степени общезначимости ценностям большей степени общезначимости.
  6. проективная функция, проявляющаяся в том, что высшие ценности являлись выражением идеала, с реализацией которого связывалось будущее. Риккерт писал: «Только на основе учения о ценностях философия жизни вообще в состоянии взяться за проблему отношения временной жизни к вечной» (52, с. 441).
  7. функция упорядочивания и ограничения простого жизненного (витального) импульса индивидов, проявляющаяся в возникновении у человека стремлений к формам отношений, выработанных культурой. Функция выделяется Риккертом при рассмотрении ценностей как феномена культуры.
Предметом изучения в теорииях аксиологического нормативизма, психологизма и онтологизма стали не только высшие ценности, но и те, которые характерны для каких-либо социальных общностей или индивидов. В связи с этим были выделены следующие группы функций и функции ценностей:
  1. Функция связывания субъекта и объекта отношения, проявляющаяся в том, что ценность фиксирует такую направленность активности субъекта, которая включает в сферу его интересов определенные объекты.
  2. Проективная функция, проявляющаяся в том, что ценность фиксирует образ будущих отношений человека, таких, которые представляются ему необходимыми, значимыми сами по себе.
В исследованиях В.И. Плотникова ценность выделяется также как то, что будет. Он определяет ценности человека как проект его будущего, как проективную реальность.Таким образом, мы можем говорить о том, что ценность, являясь регулятором отношений человека с миром в настоящем, в то же время определяет характер его будущее.
  1. Функция связывания отдельных действий человека и видов отдельных деятельности  в целое, которое обеспечивает в итоге возможность достижения человеком того, что существует как предметная направленность ценности. В каждом конкретном действии человека ценность реализуется лишь частично, а её полная реализация возможна только через сочетание различных видов действий и деятельностей.
  2. Функция разрешения противоречий, проявляется в том, что реализация личностных ценностей или следование общественным ценностям приводит к к избеганию или разрешению определенных противоречий.
Связь ценностей с необходимостью разрешения противоречий в отношениях человека с действительностью четко проявляется в исследованиях Б.Вышеславцева (16). Описывая механизм сублимации, приводящей к возникновению ценностей, он говорит о переходе стремления от тезиса к антитезису, о том, что оно всегда встречает границу и всегда выходит за её пределы – трансцендирует и успокаивается только тогда, «когда трансцендирует всю иерархию ступеней бытия и ценностей…, когда встречает наконец полный простор, бесконечный простор Абсолютного». Вышеславцев пишет также о трагической диалектике жизни, заставляющей по очереди выдвигать то автономия лица, то автономию принципа.
  1. Функция смыслополагания, проявляется: 1) в том, что реализация человеком личностных ценностей, придает смысл его жизни; 2) изменение ценностей раскрывает перед человеком новый смысл жизни.
Основные характеристики этой функции можно описать с опорой на следующие исследования. По Г. Риккерту, трансцендентные ценности обнаруживаются в имманентном мире как смыслы, которые постигаются через истолкование. Смысл жизни обретается человеком при следовании ценностям. У Т. Парсонса осмысленными представляются лишь те человеческие акты, которые соотнесены с ценностями. В исследованиях К. Юнга, В. Франкла, Н.О. Лосского потерю смысла жизни связывается с упущенной возможностью реализовывать личностные ценности. К. Юнг потерю смысла жизни связывает с упущенной возможностью следовать собственному закону, рождающемуся в бессознательном как индивидуальное предназначение.
  1. Функция осуществления свободы человека проявляется в том, что ценности, во-первых, выражают генетически не обусловленную направленность стремлений человека, а, во-вторых, время от времени меняются.
Во всех аксиологических теориях ценности связывают со свободой человека. Основные позиции в трактовке особенностей осуществления этой функции следующие: Н. Гартман видит проявление свободы человека в  свободе произвольного выбора им ценностей из тех, что предлагаются обществом; Б. Вышеславцев считает, что свобода связана с сознательным выбором человеком, в основе которого лежит сомнение, из тех ценностей, которые уже у него есть; в исследованиях М. Шелера свобода человека связывается с его актуализирующейся открытостью мира, выражающейся в свободе определения индивидуальным духом интенций сознания, проявляющихся как ценности. Таким образом, функция осуществления свободы характеризуется и со стороны онтологических оснований возникновения ценностей, и со стороны субъективной формы их проявления.
  1. Функция согласия. Эта функция ценностей в явной форме не обнаруживается в аксиологических теориях. Однако, о её существовании говорят характеристики других функций ценностей. В теориях аксиологического транцендентализма функцию согласия можно обнаружить в направленности усилий исследователей на поиск механизма согласия действий людей с идеалами, которые считались в то же время недостижимыми. Осуществление такого согласия виделось, прежде всего, в согласии между людьми, складывающимся из их следования одним идеалам (И.Кант, В.Виндельбанд), в согласии, характеризующем суждения людей (Г. Риккерт). Содержание нравственного закона И. Канта направляет людей на достижение согласия всего со всем.  В исследованиях М. Шелера порядок любви, соотносимый с развитием ценностного мира человека, рассматривается как то, что составляет «интимнейшую сущность таких единств как индивид, исторические эпохи, семья, народ, нация и т.п.». Вышеславцев пишет о генетической связи разнообразных ценностей, которая осуществляется посредством сублимации энергии Эроса. Свободу он рассматривает как точку единства, как «ось самосознания» по отношению к тому разнообразию сил, которые действуют со всех сторон. Через свободу выбора из своих ценностей, т.е. через самоопределение, человек формирует единство из альтернатив. Г. Риккерт рассматривает ценности как принципы бытия, обеспечивающие единство действительности и ценности, единство «Я» и мира. Достигаемое через ценности единство субъекта с объектом также можно рассматривать как проявление функции согласия. Согласие действий человека, согласие его настоящего с будущим – все это усматривается при анализе характеристик регулятивных функций ценностей, даваемыми аксиологическими теориями. В теориях аксиологического нормативизма ценности выделяются как средство установления согласия между людьми, в теориях аксиологического психологизма как средство установления согласия между потребностями человека и возможностями среды его жизнедеятельности. В то же время, в исследованиях Виндельбанда можно обнаружить и выделение таких качеств ценностей, которые в большей мере ведут к рассогласованности, чем к согласию. Это дихотомическое разделение ценностей на позитивные и негативные, которое до сих пор присутствует в некоторых аксиологических теориях, но другими теориями отвергается.
Таким образом, можно сделать вывод, что все выявленные функции ценностей выступают как стороны реализации функция согласия.