4. Запоминание после периода обучения: обсуждение результатов теста 3


В тесте 3 вас просили заполнить график, показывающий, как происходит воспроизведение материала после завершения периода обучения. На с. 66-67 приведены примеры наиболее распространенных ответов на этот вопрос, хотя было отмечено, что возможные варианты намного разнообразнее.

Кроме вариантов, показанных на графиках (рис. 18), опрошенные давали ответы, которые могут быть представлены следующим образом:
  • прямой линией, почти сразу падающей до нуля,
  • или иными вариантами быстрого падения
    • в одних случаях до нуля,
    • в других — не до нулевой отметки,
      а останавливающейся на очень
      невысоком показателе процентного выражения;
  • различными вариантами медленного падения также
    • в одних случаях до нуля,
    • в других — до невысокой отметки,
а также прочими вариациями на эту тему, показывающими подъемы и падения различной степени (рис. 22).

Однако ни один из ранее представленных примеров и ни один из предполагаемых испытуемыми вариантов не является правильным. Во всех случаях был упущен один очень существенный момент: после завершения периода обучения кривая воспроизведения возрастает и только затем падает по крутой изогнутой линии, выравнивающейся в горизонтальную прямую на определенном уровне (рис. 23).

После того как установлен факт кратковременного подъема памяти, можно объяснить и его причины: в тот момент, когда завершается период обучения, головной мозг не имеет еще достаточного времени для интеграции воспринятой информации, особенно ее последних частей. Ему необходимо несколько дополнительных минут для завершения процесса установления прочных связей между всеми взаимозависимыми элементами внутри нового материала, для того чтобы "проглотить" его.

После небольшого подъема происходит спуск, и первый вираж на спуске приходится на период в 24 часа после одного часа обучения, когда утрачивается не менее 80% деталей воспринятой информации. Нужно предотвратить огромные потери, и это можно сделать благодаря применению соответствующих приемов повторного просмотра материала.