03. История развития специальной психологии

 Житейские представления и научные знания

Почему сегодня в науке доминируют те или иные теории и представления, можно понять, взглянув на историю этой науки. Именно поэтому изучение ее истории как части человеческой культуры не может быть самоцельным.
  • Научное знание, так или иначе, опирается на
    • обыденный опыт,
    • здравый смысл,
      но при этом никогда к ним всецело не сводится.
Так и психология как наука исходно опиралась на житейскую психологию.
  • Житейские представления, как правило,
    • не систематизированы,
    • весьма хаотичны,
    • не всегда доказательны,
    • тесно переплетаются с суевериями и предрассудками.

 Этап формирования обыденного сознания

Вместе с тем в житейских представлениях мы можем обнаружить много весьма точных наблюдений. Достаточно сослаться на рецепты народной медицины.

Поскольку лица с различными аномалиями существовали всегда, окружающие их люди так или иначе пытались объяснить причины этих отклонений. Подобного рода объяснения, при всей их фантастичности, можно считать прообразом будущего научного знания.

Обыденное сознание — не единственный элемент общественного. Составляющими общественного сознания можно считать:
  • религиозное сознание;
  • художественное сознание.

 Этап формирования религиозного сознания

Религиозное представляет собой систему иррациональных верований в существование сверхъестественных сил, бытие которых не нуждается в логических доказательствах. В связи с этим отметим, что ни одна из мировых религий никогда не обходила своим вниманием проблему психической патологии, по-разному объясняя ее, что существенно влияло на отношение к лицам с теми или иными отклонениями. Характер этих отношений был самым различным в зависимости от религиозных традиций:
  • от почитания и обожествления
  • до страха и ненависти,
    проявлявшихся в жестоких преследованиях.

 Этап формирования художественного сознания

Художественное сознание в форме искусства и литературы есть особый способ отражения мира в виде обобщенных и эмоционально насыщенных образов, репрезентирующих те или иные идеи. Образы людей, страдающих различными психическими аномалиями, не редкость в литературе и искусстве. Чаще всего — это попытка воспроизвести и понять:
  • внутренний мир этих людей,
  • их страдания,
  • глубокое одиночество,
  • отчаянную борьбу за существование,
  • несправедливое и жестокое отношение со стороны окружающих.
Нужно сказать, что литература и искусство в целом играли и играют серьезную роль в формировании общественного отношения к инвалидам.

 Этап формирования научного сознания

Гораздо позже обыденного и религиозного начинает формироваться научное сознание как особая форма общественного сознания, представляющая собой систему знаний и представлений, основанных на опыте и доказательствах.

Первой наукой, пытавшейся понять природу отклонений, была, безусловно, медицина. Именно в области клиники стали накапливаться первые научные сведения о причинах и формах отклонений в психическом развитии.

 Французская гуманистическая идеология XVIII века

Поворотным пунктом в развитии специальной психологии стало распространение гуманистических идей французских просветителей в XVIII столетии. Под влиянием этих идей серьезно меняется отношение общества к инвалидам. Гуманистическими идеями пронизаны прогрессивные педагогические теории того времени, постулировавшие:
  • примат опыта в развитии человека и
  • обучаемость как одно из важнейших его свойств.
Именно под влиянием этих идей в XVIII столетии
  • начинается систематическое обучение детей
    с нарушениями в развитии
    .
    В рамках этой педагогической практики
  • кристаллизуются сведения об особенностях
    психического развития и поведения
    разных групп детей с ограниченными возможностями
    .

 Становление специальной психологии как независимой науки

К началу XX столетия, т. е. к моменту возникновения специальной психологии как относительно независимой науки, был накоплен весьма богатый опыт.

Первыми отраслями специальной психологии стали:
  • психология слепых,
  • психология глухих,
  • психология умственно отсталых.
Именно поэтому влияние слепоты, глухоты и умственной отсталости как негативных условий развития оказались наиболее изученными на сегодняшний день в сравнении с другими неблагоприятными факторами. Это обстоятельство очень часто питает иллюзию, что специальная психология — это психология слепого, глухого и умственно отсталого ребенка.

В первые 2 десятилетия XX столетия специальная психология переживает период бурного развития. Особое влияние на процесс ее становления в тот период оказали:
  • детская психопатология (тогда еще самая молодая наука),
  • педология,
  • психоанализ.

 Вклад Л.С. Выготского в становление специальной психологии

Уникальную по своей значимости роль в становлении специальной психологии в нашей стране, безусловно, сыграл Л. С. Выготский, завершивший процесс ее формирования в качестве самостоятельной науки.
  • Выготский определил:
    • предмет,
    • цели,
    • задачи,
    • методы.
  • Выготский построил методологическую базу,
    в качестве которой выступила созданная им
    теория культурно-исторического развития.
Небезынтересно отметить, что, в свою очередь, клиникопсихологические исследования и их результаты, полученные Л. С. Выготским, легли в основу его культурно-исторической теории психического развития ребенка.

 Учёные, продолжившие исследования нурешенного развития

Опираясь на эту теорию, многочисленные ученики и последователи Л. С. Выготского продолжали и продолжают исследования феномена нарушенного развития (схема 3.1).

 Внутриотраслевая дифференциация специальной психологии

Тенденция внутриотраслевой дифференциации специальной психологии проявлялась в появлении все новых направлений. Так, тифлопсихология и сурдопсихология, занимавшиеся изначально лишь изучением слепых и глухих детей, постепенно стали исследовать влияние слабовидения и слабослышания на психическое развитие ребенка.
  • В 30–40-е годы возникают новые отрасли специальной психологии:
    • психология слепоглухих детей,
    • психология детей с нарушением
      опорно-двигательного аппарата
      .

  • В 60-е годы начинает активно разрабатываться тематика,
    связанная с изучением
    • детей с задержкой психического развития.

  • В 70-е годы закладываются основы психологии
    • детей с речевыми нарушениями и
    • детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

  • Позже актуализируется интерес к психологии детей, страдающих
    • синдромом раннего аутизма,
    • характерологическими нарушениями,
    • поведенческими нарушениями.

  • В самое последнее время формируются
    основы психологии детей и подростков,
    • употребляющих психоактивные вещества,
    • одаренных детей.

 Межотраслевая интеграция специальной психологии

Помимо указанной тенденции внутренней дифференциации, начиная с 70-х годов, в специальной психологии все более отчетливо стали проявляться тенденции к интеграции, т. е. сближению отдаленных ее отраслей. Так, отражением указанной тенденции явилось формирование таких областей специальной психологии как
  • психология семейного воспитания детей с отклонениями в развитии,
  • социальная специальная психология,
  • психологическая реабилитология и др.
В теоретическом плане эта тенденция проявилась в повышении интереса к закономерностям психического развития, общим для всех групп лиц с отклонениями в развитии.

Сказанное свидетельствует об интенсивном расширении и усложнении предметного содержания специальной психологии с одновременным усилением его внутреннего единства.