11. Депривационные феномены и особенности личности детей и подростков с отклонениями в развитии

 Депривация, депривационные феномены, виды депривации

Термин «депривация», активно вошедший в психологический словарь в середине 80-х годов XX столетия, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути
  • депривационные феномены представляют собой
    • многообразные измененные состояния сознания и
    • различные варианты нарушений нормального хода
      возрастного психического развития, вследствие
      более или менее длительного блокирования
      значимых психофизиологических потребностей
      .
В настоящее время не существует ни единой теории депривационных явлений, ни общей их классификации. Наиболее распространенная эмпирическая классификация базируется на выделении нескольких ее видов в зависимости от характера блокируемой потребности. Так, принято говорить о депривации:
    • сенсорно-перцептивной,
    • коммуникативной,
    • кинестетической,
    • эмоциональной.
Хорошо известно, что разные люди весьма индивидуально реагируют на депривационные ситуации. Человек может находиться достаточно долго в ситуации депривации, но при этом не проявлять никаких выраженных признаков депривационных феноменов, и наоборот.

Для профессионалов в области специальной психологии особый интерес представляют такие формы депривации, как:
    • коммуникативная
    • эмоциональная.

 Депривация как причина и как следствие нарушенного развития

Недостаточность общения и эмоционального тепла, особенно в первые годы жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом развитии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации могут стать серьезной причиной выраженных отклонений в развитии ребенка.

Некоторые варианты нарушенного развития сами являются причиной возникновения депривационных явлений, что дополнительно отягощает процесс развития.

Сказанное позволяет утверждать, что
  • депривация может выступать одновременно
    • и как причина нарушенного развития,
    • и как следствие нарушенного развития.
Помимо этого, для большинства детей с проблемами в развитии, особенно в дошкольном возрасте, характерна ситуация коммуникативной депривации.

 Влияние депривации на процесс формирования личности

Все вышеизложенное делает проблему профилактики депривационных ситуаций в развитии проблемных детей чрезвычайно актуальной, как в практическом, так и в теоретическом отношении. Наиболее деформирующее влияние депривация оказывает на процесс формирования личности.

С точки зрения современного системного подхода личность чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как особое свойство психики, способ организации и саморегулирования.

А. Н. Леонтьев характеризовал личность, как системное и сверхчувственное качество, указывая при этом на то, что носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. Последние представляют собой лишь условия и предпосылки формирования личности человека, всецело не предопределяя ее сущности.

 Влияние первичного нарушения на ход формирования личности

В специальной психологии долгое время основное внимание уделялось изучению преимущественно познавательных процессов. Но по мере возрастающего осознания значимости проблем трудовой адаптации и социальной интеграции инвалидов все больше актуализировался интерес к вопросам своеобразия формирования личности при различных отклонениях в развитии.

Одновременно с этим развернулась весьма бурная дискуссия по вопросам о том — может или не может оказывать негативное влияние первичное нарушение на ход формирования личности. Высказывалось несколько точек зрения.
  1. Первая состояла в отрицании какого бы то ни было
    негативного влияния первичного нарушения
    на процесс формирования личности особого ребенка.
  2. Сторонники второго подхода
    отстаивали идею о дифференцированном влиянии
    основного патогенного фактора.
  3. Представители третьего направления постулировали идею,
    согласно которой развитие личности в целом
    должно с неизбежностью испытывать на себе
    негативное влияние основного нарушения.
Упомянутая нами дискуссия остается актуальной и в настоящее время.

Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негативном влиянии основного нарушения на процесс формирования личности особого ребенка. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушения одного компонента или процесса его развития на определенном этапе с неизбежностью должно сказаться на прочих составляющих.

 Характерологическая специфичность разных форм дизонтогенеза

Весьма важным и не до конца решенным является вопрос о характерологической специфичности разных форм дизонтогенеза. Проще говоря, вопрос о том, существуют ли типичные черты личности, свойственные только, скажем, для незрячих, неслышащих и т. д.? Выделяемые в современных исследованиях характерологические профили весьма многообразны, но пока не существует веских оснований считать их узко специфичными, т. е. характерными для конкретной формы дизонтогенеза. Следует также особо подчеркнуть и то, что приводимый список негативных личностных характеристик может быть свойственен не только лицам с самыми разными формами нарушенного развития, но и лицам без таковых. Тем не менее, сказанное означает, что совершенно разные причины способны приводить к весьма сходному результату, т. е. к общему набору отрицательных характерологических свойств, что вероятнее всего свидетельствует о непрямом, а опосредованном влиянии изначально разных причин. Это дает основание отнести отрицательные свойства личности к разряду модально неспецифических закономерностей нарушенного развития, да и то как факультативных, т. е. необязательных, имеющих место быть далеко не всегда и не у всех.

Личностные изменения возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, ибо сами функции безличны. Личность характеризуется внечувственностью, несводимостью к своим природным предпосылкам, в том числе и к отдельным функциям. Личность формируется в процессе включения человека в систему общественных отношений. Та или иная патология, прежде всего, затрудняет процесс врастания в эту систему, изменяет характер самих этих отношений как избирательных связей человека с миром и, прежде всего, с миром культуры. И только через нарушение этих связей, т. е. опосредованно, недостатки отдельной функции способны повлиять на процесс формирования личности.