1. Методологические основы психологического исследования


Сегодня психологи могут оставить попытки убедить специалистов из других областей знания, что существует такая наука, как психология (хотя после прочтения некоторых психологических книг или статей у естественников либо математиков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счёт).

Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Учёный, а точнее научный работник, это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом «истинность — ложность».

Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражены в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность прежде всего характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод научного исследования рационален. Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности — такое определение понятия «метод» можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приёмов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Каждая наука строится на некоторых принципах, которые определяют её методологию, соответственно и её лицо (науку как таковую). Методология экспериментальной психологии также базируется на подобных принципах, в основном совпадающих с известными вам из курса общей психологии.