5. Теория системной локализации высших психических функций

Общепсихологическую основу современной нейропсихологии составляет положение о системном строении высших психических функций
и их системной мозговой организации
.

 Общее представление о высших психических функциях

  • Высшие психические функции (ВПФ)
    (внимание, память, мышление, речь) – это сложные формы
    сознательной произвольной психической деятельности
    .
    Этим они качественно отличны от других психических явлений,
    которые имеются и у животных.

  • Л. С. Выготский: ВПФ представляют собой
    особые «психологические системы», которые создаются
    «путем надстройки новых образований над старыми», а
    старые образования становятся соподчиненными новым.

 Низшие пс./ф. функции животных и высшие пс. функции человека

  • Животные обладают такими
    низшими «натуральными»
    психофизиологическими функциям
    , как
      • моторная,
      • мнемическая и др.
    • У человека же появляются
      произвольные – высшие формы этих функций:
      • человек может заставить себя
        запомнить
        некоторый материал,
      • обратить внимание на какой-то предмет,
      • организовать свою умственную деятельность.

 Возникновение и формирование высших функций (Л.С. Выготский)

Общение в процессе совместного труда породило у людей речь.
Возможно, что первыми словами были слова-приказы
  • «возьми это» или
  • «пойди туда»,
    а далее человек научился обращать слова-приказы
  • на самого себя.
    • Человек говорит себе «встань» – и встает;
    • он говорит себе «я должен это сделать» – и делает.

    • Возможность приказывать себе, управлять собой, т.е.
    • произвольность психики, возникла в процессе
      общественного, культурного развития человека
      .

  • Таким образом, основной закономерностью
    формирования ВПФ является то, что они
    1. первоначально существуют как
      форма взаимодействия между людьми –
      интерпсихологический процесс
    2. и лишь позже – как полностью внутренний
      интрапсихологический процесс.
  • По мере формирования ВПФ происходит процесс превращения
    • внешних средств осуществления функции
    • во внутренний, психический план.
  • Превращение
    1. интерпсихологических – межличностных отношений в
    2. интрапсихологическиеотношения с самим собой
    • Л. С. Выготский назвал процессом интериоризации.

 Стадии интериоризации в фило- и онтогенезе (Л.С. Выготский)

  1. Вначале ВПФ представляли собой
    развернутую форму внешней предметной деятельности,
    которая опиралась на элементарные
    сенсорные и моторные процессы, а
  2. затем эти действия и процессы «свертываются»,
    приобретая характер
    автоматизированных умственных действий.
В онтогенезе наблюдаются принципиально те же стадии интериоризации:
  1. Взрослый действует словом на ребенка,
    побуждая его что-то сделать
    .

  2. Ребенок перенимает от взрослого способ обращения и
    начинает воздействовать словом на взрослого
    .

  3. Ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

    У ребенка в процессе формирования
    постепенно происходит смещение акцентов:
    1. сначала он познает мир благодаря действиям,
    2. затем – в образах,
    3. а далее у него формируется и
      символическое представление о мире
      через язык и мышление.

 Понятие о функциональных системах мозга (А.Р. Лурия)

А. Р. Лурия (1962) дополнил понимание высших психических функций представлениями о мозговых функциональных системах.
  • Под функциональной системой в нейропсихологии понимается
    психофизиологическая основа ВПФ. В их состав входит набор
    • афферентных – настраивающих и
    • эфферентных – осуществляющих
      звеньев
      .
Согласно данным представлениям
  • психические функции (например, речь)
    обеспечиваются деятельностью в мозге человека
    единой функциональной системы,
    отдельные части которой локализованы
    в различных участках мозга,
    начиная с корковых отделов и заканчивая стволом.

  • Ограниченное поражение одной из частей такой системы
    обычно не может полностью вывести ее из строя, так как
    сохранные части системы продолжают функционировать,
    компенсируя в известной степени возникшие нарушения.
    Тем не менее поражение некоторых
    отдельных участков функциональной системы
    может привести к определенным расстройствам.

 Функциональная стабильность систем анализаторов (Л.А. Кукуев)

  • Более стабильны в плане функциональной определенности
    участки мозга, связанные с деятельностью анализаторов.
    В настоящее время динамическую локализацию функций мозга
    следует более расценивать как
    подвижную локализацию функциональных систем
    в относительно стабильных
    морфологических системах анализаторов
    (Л.А. Кукуев, 1974).

 Изменение мозговой организации ВПФ
 под социальным воздействием в онтогенезе

Формируясь прижизненно, под влиянием социальных воздействий,
ВПФ человека меняют свою
  • психологическую структуру и, соответственно,
  • мозговую организацию.
Например, речевые области у ребенка вначале
  • твердо еще не фиксированы и
  • начинают развиваться одновременно в обоих полушариях,
    причем,
    • если в раннем детстве
      какой-либо из центров речи повреждается
      ,
    • он компенсируется формированием
      функционального аналога в другой части коры,
      что свидетельствует об изначально
      пластичной структуре «пустого» мозга
      (в смысле социальной информации).
Однако по мере развития ребенка речевые функциональные центры
  • как бы мигрируют из правого полушария в левое, а
  • места их первичной дислокации
    приобретают иное функциональное значение.

 Межполушарная асимметрия мозга

В процессе развития
  • левое полушарие берет на себя
    • функции речи и
    • логического мышления, а
  • правое
    • управление координацией движения, а также
    • фиксацию геометрических связей объектов,
    • интуитивного понимания смысла,
    • эмоций.
      В правом полушарии производится
    • обработка первичной информации об образе, в нем же
    • порождаются представления объектов,
      которые на первом этапе,
      во внутренней модели мира у человека
      замещают объекты внешнего мира.

      Первичные образы могут быть затем преобразованы
      • левым полушарием в символы,
        а их отношения при дальнейшей формализации –
      • в логические конструкции.
        Эти конструкции отчасти могут быть вновь
        наглядно представлены в правом
        полушарии и т.д.

 Нарушения межполушарного взаимодействия

В клинике нарушения межполушарного взаимодействия возникают у больных
  • при поражении мозолистого тела,
    объединяющего оба полушария.
  • Симптоматика поражений мозолистого тела сходна с той,
    которая описана как «синдром расщепленного мозга».
    Для всех больных с
    частичной перерезкой мозолистого тела характерны
    • явления аномии
      невозможность называния предметов,
      воспринимаемых левой половиной поля зрения
      или левой рукой,
    • игнорирование левой половины тела и
      левой половины зрительного пространства,
    • явления дископии – дисграфии
      больные могут писать только правой, а
      рисовать – только левой рукой,
      хотя до операции могли выполнять
      оба действия обеими руками,
      и ряд других особенностей.

 Центральные положения теории
 системной динамической локализации ВПФ

Таким образом,
  • высшие психические функции
    • системны по своему психологическому строению и
    • имеют сложную многокомпонентную
      психофизиологическую основу.
Эти положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций – теоретической основы современной нейропсихологии.
  • Системная локализация ВПФ предполагает
    иерархическую многоуровневую
    мозговую организацию каждой функции
    ,
    что вытекает из сложного многокомпонентного состава систем,
    на которые они опираются.