6. Периодизации индивидуального развития в психиатрии

Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития.

 Возрастные уровни патологического нервно-психического
 реагирования на различные вредности (В.В. Ковалёв)

По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основу преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования...

 Первый уровень реагирования – соматовегетативный – 0–3 года

  • Различные варианты невропатического синдрома
    • возбудимость,
    • склонность к расстройствам
      • пищеварения,
      • питания,
      • сна,
      • навыков опрятности и т.п.
Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в
  • более раннем завершении формирования
    регуляции вегетативных функций в онтогенезе,
    значительно опережающего формирование
    регуляции моторных функции.

 Второй уровень реагирования – психомоторный – 4–10 лет

  • Проявления гипердинамического синдрома,
  • системные невротические и
    неврозоподобные двигательные расстройства
    • тики,
    • заикание,
    • мутизм и т.п.
Выделение данного уровня соответствует данным возрастной морфологии и физиологии, свидетельствующим о
  • наиболее интенсивной дифференциации функций
    двигательного анализатора
    в этом возрасте.

 Третий уровень реагирования – аффективный – 7–12 лет

  • Сндромы страхов,
  • повышенная аффективная возбудимость,
  • уходы и бродяжничества.

 Четвёртый уровень реагирования – аффективный – 12–16 лет

  • Уже проявляется сверхценными образованиями типа
    • патохарактерологических реакций
      • протест,
      • эмансипация и т.п.,
    • дисморфофобии,
    • психической анорексии,
    • «философической интоксикации» и т.п.

 Проявления симптоматики предыдущих уровней на следующем

  • Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
    не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
    однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

 Систематика развития психики ребёнка (Г.К. Ушаков)

Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на 4 периода...

 Первый этап развития психики – моторный – 0–1 года

  • Хотя совершенствование моторики и ее дифференциация
    происходят на протяжении всей жизни индивида
    .
  • Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются
    по сути рудиментами последующих психических реакций.

    На внешние раздражители ребенок отвечает
  • диффузными двигательными реакциями
    • крик,
    • плач,
    • двигательное беспокойство.

      Даже так называемая реакция страха новорожденного
      представляет собой 2 типа движений:
      с преобладанием реакции
      • флексоров (мышц-сгибателей) либо
      • экстензоров (мышц-разгибателей).

        Уловить разницу между «реакцией страха» и
        рефлексом Моро (рефлекс обхватывания)
        у новорожденного часто не удается.

 Второй этап развития психики – сенсомоторный – 1–3 лет

  • 6 мес. – 6-7 лет – значение формирующихся
    моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако
    они утрачивают свой чисто двигательный характер и
    становятся более сложными «сенсомоторными актами»
    (позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е.
    будут носить осознанный характер).

  • Сенсомоторные реакции отличаются
    • овладением целенаправленности движений,
      что в будущем приводит к волевым действиям.
    • Развиваются
      • органы чувств,
      • внимание,
      • формируется мышление,
      • представления о настоящем и прошлом,
      • первичное сознание «Я»
        (элемент самосознания, 3-3,5 года).
    • Наиболее отчетливый признак окончательного завершения
      сенсомоторного периода развития –
      • формирование у ребенка
        представления «схемы тела» (к 6-7 годам).

 Третий этап развития психики – аффективный – 3–12 лет

  • Высшие (эпикритические) аффекты,
    в отличие от простых (органических), никогда не возникают
    • без образа,
    • представления,
      а позднее и
    • без понятия,
      т.е. вовлечения в переживание
      • идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы.

  • Аффективный этап начинает оформление
    в виде эпикритической эмоциональности с 3-х лет:
    • осваиваются эмоциональные реакции
      • протеста,
      • негативизма,
      • демонстративного поведения,
      • излишней аффектации или молчаливости.

  • К 6-7детская непосредственность меняет свои качества.
    Она все чаще получает выражение в
    • аффективной окраске
      тех или иных форм деятельности ребенка.

  • В 10-11
    • лабильность аффекта,
    • добродушие и
    • детская увлеченность
      становятся менее выраженными.
    • Аффективность приобретает
      постоянно-индивидуальный характер,
      и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций.
      • У одних детей преобладают черты
        экстравертированности, и они более общительны.
      • У других преобладает
        интровертированность, и они более молчаливы.

 Четвёртый этап развития психики – идеаторный – 11-12+ лет

  • Начинается еще в глубине сенсомоторного этапа,
    однако истинное его начало должно в возрастом 11-12 лет.
  • У ребенка обычно появляется возможность
    • строить сложные умозаключения и
    • упрочняется феномен «удвоенности реальности»
      он означает сформировавшийся у ребенка
      навык оперировать объектами
      • внешней реальности, с одной стороны, и
      • реальностью субъективной
        (мыслимой, представляемой) – с другой.
        Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга.

  • В подростковом возрасте – 12-16 лет
    • доступна способность рассуждать,
      последовательно обсуждая факты
      и вскрывая закономерности.
    • Подросток утверждает себя,
      противопоставляя себя другим
      .
      Это часто приобретает характер
      своего мнения, концепции.
    • Он осознает себя как личность, и
      это порождает небывалые возможности для рефлексии.
    • Сознание индивидуальное начинает приобретать
      характер сознания коллективного, общественного.
    • В эмоциональной сфере формируются
      • эстетические,
      • этические и
      • интеллектуальные чувства.

 Зависимость качества расстройства психики от возраста
 и объёма поражения в детском и в зрелом возрасте

  • Расстройства психики у детей имеют разные качества
    в зависимости от возраста и объема поражения.
    • Нарушение психического функционирования
      на ранних этапах постнатального онтогенеза
      не может вызвать тех типов расстройств,
      для оформления которых необходима
      определенная степень зрелости
      • аффективного и
      • идеаторного
        уровней развития психики.
  • Для человека же зрелого возраста
    правилом становится следующая тенденция:
    • чем больше объем поражения,
      тем более глубокие уровни психики,
      при прочих равных условиях,
      оказываются поврежденными.