01. Исторический экскурс: зарождение нейропсихологии (XIX–XX в.)

 XIX в.: поведение, френология, психоанализ, физиология

 Формирование психологии как науки, типы поведения

  • Психология как наука сформировалась к концу XIX в.,
    когда было признано, что психические процессы
    можно исследовать, наблюдая за поведением человека.
    Были выделены два типа поведения:
    1. инструментальное
      • манипуляция предметами,
      • определенные целенаправленные действия;
    2. вербальное
      • речевое,
        связанное с образованием знаков, символов.
    • Еще одну форму человеческой коммуникации – музыку,
      хотя и сложно отнести к тому или другому типу,
      но также можно использовать
      для изучения психических процессов.

 Ф. Галь: локализация псих. функций в коре мозга, френология

В XIX в. клинические неврологи выявили
  • закономерную связь между
    • локализованными поражениями мозга и
    • соответствующими изменениями в психике больных.

  • В самом начале XIX в. Франц Йозеф Галль предложил
    • теорию локализации психических функций
      в коре полушарий мозга, которая была основана на
      изучении степени развития костных бугров черепа,
      располагающихся над соответствующими
      участками мозга
      .

      Эта сегодня уже исчезнувшая наука –
    • френология довольно быстро потеряла свою популярность
      как ложная теория о связи между
      • формой черепа и
      • умственными способностями и
        моральными качествами человека
        .
С начала XIX века прощупывание бугров на голове стало модным увлечением в цивилизованной Европе и за ее пределами. Каждый стремился узнать о своих умственных способностях и моральных качествах, о которых можно было якобы судить на основании краниометрических (греч. cranium – череп + metreo – измеряю) данных. Например, бугры, окружающие уши, свидетельствовали о драчливости, страсти к разрушению, скрытности, жадности и чревоугодии.

Тем не менее
  • теория Ф. Галля сыграла положительную роль
    в дальнейшем развитии науки, в понимании того, что
    • головной мозг состоит из систем,
      каждая из которых может быть связана
      с тем или иным психическим процессом
      .

 З. Фрейд: бессознательные ПП, У. Джемс: физиологические ПП  

  • К концу XIX столетия Зигмунд Фрейд разработал
    новаторское учение – психоанализ,
    поставившее в центр внимания
    • бессознательные психические процессы и мотивации,
      перевернувшее все традиционные представления
      о душевной жизни.

  • Уильям Джемс наметил целый ряд
    перспективных направлений развития науки, призывая
    • исследовать душевные явления
      в их целостности и связи с обусловливающими их
      физиологическими процессами.
В нейропсихологии XIX и XX вв. имеются существенные различия...

 Характерные особенности нейропсихологии XIX века

В XIX в. ученые главным образом старались ответить на вопрос
  • чем мозг человека отличается от мозга животных.

  • Изучение же связи между
    • поражениями мозга и
    • изменениями личности
      сводилось лишь к анализу рассказов больных
      о своих ощущениях и случаев необычного поведения
      .

 XX в.: бихевиоризм, эксперимент, разделение полушарий

 Бихевиоризм: 1-стороннее изучение инструментального поведения

Это отражало бихевиоральное (англ. behavior – поведение) направление психологии, утвердившееся к середине XX в. Однако, становилось ясно, что упуская из вида вербальное поведение, наука разрабатывает односторонний подход, лишаясь важного источника информации.
  • Исследования показали, что
    • инструментальный и
    • вербальный
      типы поведения отражают
      разные психологические процессы
      , и в этом различии –
      ключ к более глубокому пониманию того,
      что называется человеческой психикой.

Примером может служить феномен псевдослепоты («зрячей слепоты»), возникающей при повреждении затылочных отделов одного из полушарий мозга. Одностороннее поражение зрительной зоны приводит к корковой слепоте на противоположной стороне, т.к. зрительные пути (как и большинство проводящих путей ЦНС) перекрещиваются. Больные ничего не видят на стороне, противоположной повреждению, но способны правильно указать местоположение предмета, определить его цвет и форму. На вопрос, как им это удается сделать, они с удивлением замечают, что всего лишь догадались, когда их спросили. Таким образом, объективно больные способны видеть, но субъективно они «слепы».
Бихевиористы затрудняются объяснить подобные факты, тем более, что аналогичное наблюдение за инструментальным поведением экспериментальных животных, которые научены нажимать на панель с изображением определенных предметов, приводит к ложному выводу о том, что они субъективно «видят» предмет.

 Р. Сперри: вербальное поведение больных
 с разделёнными полушариями

Важность вербальных сообщений ярко демонстрирует и
  • эксперимент Роджера Сперри с больными,
    перенесшими операцию
    по разделению полушарий
    в области мозолистого тела
    .
    Когда с помощью установки для исследований с тахистоскопом
    • предмет показывали справа,
      • то больной правильно называл и описывал его
        (у большинства вербальные центры
        находятся в левом полушарии), а
    • при демонстрации предмета слева
      больной утверждает, что его не видел.

  • Более того, анализируя словесные отчеты больных
    с разделенными полушариями
    ,
    Р. Сперри обнаружил поразительный факт:
    • у таких больных существовали
      как бы две независимые психики,
      которые подчас противоречили друг другу.

  • Эти наблюдения непосредственно подводили к изучению
    природы сознания, его мозговой организации.

 Характерные особенности нейропсихологии XX века

В XX в. на смену интроспекции пришли
  • экспериментальные исследования поведения путем
    • экстирпации и
    • электростимуляции
      отдельных участков мозга
      .
      Ведущее значение приобрела
    • количественная регистрация
      инструментального поведения
      .