3. Картина современной науки как препятствие на пути человеческого познания

 В основе целостной картины науки знания о неживой природе

Тенденция же отрицать такого рода факты у представителей традиционного научного естествознания в настоящее время велика. Это связано с тем, что сами основы естествознания строились таким образом, что они не включают в естественнонаучное рассмотрение не только парапсихологические, но и психологические факты. Вся картина современной науки нередко представляется как такая целостная система знаний, в основу которой положены знания о неживой природе. Что же касается живых систем, а тем более систем, обладающих целенаправленным поведением, то представления о сущности таких систем не могут считаться в современной науке завершенными.

 Механистическая традиция и теория автоматов в основе ЭВМ

Несмотря на огромные успехи физики и биологии, естествознание все еще испытывает значительное влияние некоторой механистической традиции. Эта традиция со всей очевидностью обнаружила себя, например, в теории автоматов, которая лежит в основе построения современных компьютеров, призванных воспроизвести, моделировать сложные формы психической деятельности человека.

 Понимание психики в теории автоматов как схемы стимул-реакция

Если проанализировать то, как понимается в теории автоматов человеческая психика, то без большого труда можно обнаружить, что в основу моделирования кладется известная схема стимул-реакция. Наш анализ показывает, что такого рода стимульно-реактивный автомат не учитывает многих чрезвычайно важных содержательных процессов в деятельности человеческой психики, процессов, связанных с моделированием, отражением окружающей человека внешней среды. Поэтому человек решает некоторые задачи существенно более успешно, чем современные вычислительные машины (76х).

 Отрицание явлений парапсихологии как признак хорошего тона

Еще в меньшей степени склонны современные естествоиспытатели считаться с редкими явлениями, которые описываются в парапсихологии. Более того, для ученого отрицание этих явлений оказывается как бы признаком хорошего тона, необходимым условием его научной респектабельности. Полностью зачеркивая существование телепатии и телекинеза, такой представитель науки полагает, что может приобрести репутацию серьезного исследователя. Если же он попробует в кругу своих коллег рассказать о случаях телепатии, которые в действительности произошли с ним, то он может быть заранее уверен, что его репутация как ученого серьезно пошатнется. Так наука, возникшая и окрепшая в борьбе с суевериями и предрассудками, сама начинает создавать свои суеверия и предрассудки. Жрецы науки перерастают в настоящих жрецов, создающих барьеры на пути человеческого познания.