1. Олигофрения: этиология, нейродинамика, кл.-пс. структура дефекта, IQ, кл.-пс. закономерности

 Олигофрения – типичная модель псих. недоразвития, её группы

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на 2 основные группы:
  • Олигофрения:
    1. эндогенная (генетическая),
    2. экзогенная.
По мере развития ряда естественных наук:
  • генетики,
  • биохимии,
  • эмбриологии,
  • общей биологии и т.д.
все большее значение придается генетическим факторам, которые, как полагают, служат причиной более чем половины случаев умственной отсталости.

 Этиология олигофрении: эндогенные факторы

Сюда прежде всего относится патология хромосомного набора. В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберраций, обусловливающих олигофрению. Как известно,
  • наиболее часто из них встречается
    трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна),
    частота которой составляет 1 : 700 новорожденных.
  • Среди аномалий половых хромосом
    (синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера и др.)
    слабоумие чаще всего наблюдается
    при синдроме Клайнфельтера50 % случаев).
Большая роль в возникновении генетических форм олигофрении —
  • врожденные нарушения обмена
    • аминокислот,
    • металлов,
    • солей,
    • жиров и углеводов
вследствие врожденной неполноценности ферментных структур.

 Этиология олигофрении: экзогенные факторы

Возникновение экзогенных форм олигофрении связано с
  • поражением мозга
    • инфекциями,
    • травмами,
    • асфиксией.
В настоящее время этому фактору отводится меньшая роль, так как обнаружено, что неблагополучные роды чаще бывают при плоде, неполноценном уже внутриутробно.

 Этиология олигофрении: экзогенные факторы в раннем детстве

Олигофрения, обусловленная поражением мозга в раннем детстве,
связана с заболеванием
  • менингитом,
  • менингоэнцефалитом, возникшим как в результате
    • нейроинфекции, так и
    • тяжелых форм общесоматических инфекций:
      • дизентерии,
      • кори,
      • скарлатины и т. д.
        Определенное место принадлежит
      • черепно-мозговым травмам,
      • реже — опухолям.

 Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении

  • Певзнер М. С., 1959;
  • Лебединский В. В., 1982;
  • Марковская И.Ф., 1993; и др.
Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена
  • явлениями необратимого недоразвития мозга в целом
    с преимущественной незрелостью его коры,
    в первую очередь —
          • лобных отделов и
          • теменных отделов

 Особенности нейродинамики нервно-психических процессов

Ряд исследователей, в особенности отечественных
  • Лурия А. Р., 1956;
  • Мещеряков А. И., 1956;
  • Лубовский В. И., 1978; и др.,
специально изучали особенности нейродинамики нервно-психических процессов при умственной отсталости. Основной вывод, который был сделан в этих работах, состоял в том, что при олигофрении
  • наблюдается нарушение общей нейродинамики,
    • главным образом патологическая инертность,
    • плохая переключаемость психических процессов.
Существенно также, что эта
  • инертность не во всех секторах психики одинакова.
    • В большей степени она проявлялась
      в мыслительной сфере,
    • в меньшей в сенсомоторике.
[Лурия А. Р., 1973].

 Особенности псих. развития при патологической инертности

Психическое развитие в условиях патологической инертности обладает рядом особенностей.
  1. Не происходит своевременная инволюция
    более ранних форм психического реагирования
    .
    Сами новообразования характеризуются неустойчивостью,
    наблюдаются выраженные регрессивные тенденции
    при возникновении трудностей возвращения
    к более ранним формам активности.

  2. Явления патологической инертности задерживают
    формирование сложных психологических образований,
    построенных по иерархическому принципу
    .
    В психической организации олигофрена доминируют
    жестко организованные системы связей,
    обладающие малой пластичностью
    и тенденцией к усложнению
    .

 Количественный показатель умственной отсталости (IQ)

На основании тестов интеллекта
  • дети, при IQ ≤ 70, составляют группу умственно отсталых:
    • дебилы — 50–70;
    • имбецилы — 35–50;
    • идиоты — 20 и ниже.
Однако для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно, так как сходные количественные показатели могут наблюдаться при различных вариантах психической недостаточности. Поэтому количественные данные необходимо дополнить качественным анализом дефекта.

 Основные клинико-психологические законы олигофрении

Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы
  • два основных клинико-психологических закона
    нервно-психического недоразвития (олигофрении):
    • Тотальность;
    • Иерархичность.
Понятие «тотальность» означает, что
  • в состоянии недоразвития находятся
    все нервно-психические и
    в определенной мере даже
    соматические функции, начиная от
    • врожденной несформированности ряда внутренних органов:
      • порок сердца,
      • нарушение строения желудочно-кишечного тракта
        и других систем,
    • недоразвития роста,
    • костной, мышечной и других систем,
    • несформированности сенсорики и моторики,
    • эмоций и кончая
    • недоразвитием высших психических функций, таких, как
      • речь,
      • мышление,
      • формирование личности в целом.
Однако принцип тотальности психических нарушений при олигофрении нуждается в известных ограничениях, когда это касается легких форм умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать. Чаще всего это наблюдается в области сенсомоторного интеллекта.

Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления.

Таким образом, выстраивание отдельных субтестов по трудности их выполнения определяется интеллектуальными способностями олигофренов.

Эта закономерность находит отражение в структуре недостаточности каждой из вышеперечисленных функций. В конечном счете в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения.