2. Особенности развития психических процессов при олигофрении

 Особенности развития восприятия при олигофрении

  • В восприятии прежде всего
    страдает наиболее сложный уровень,
    связанный с анализом и синтезом воспринимаемого
    .
    • Отмечаются трудности в выделении ведущих
      признаков и свойств воспринимаемых предметов
      .
      Затруднение возникает тогда,
      когда действие начинает афферентироваться
      не отдельными чувственными свойствами,
      а совокупностью качественных особенностей предмета,
      его топологией, такими свойствами, как
      • замкнутость — разомкнутость фигур,
      • отношения фигур в пространстве:
        «над», «под», «внутри» и т.д.

 Особенности развития памяти при олигофрении

Нарушение смысловой стороны процесса можно обнаружить также при исследовании памяти детей-олигофренов.
  • Непосредственное запоминание у этих детей, как правило,
    лучше, чем опосредованное.
    Однако уже в непосредственном запоминании (10 слов)
    наблюдаются определенные отличия от нормы.
    • Здоровый ребенок при запоминании стремится
      создать отдельные, близкие по смыслу, группы слов.
      Ребенок-олигофрен этого не делает.
    • Еще одна особенность: здоровый ребенок,
      исходя из полученных результатов, способен
      прогнозировать следующие свои достижения
      («теперь запомню восемь слов»).
      Дети-олигофрены либо завышают,
      либо занижают будущие свои результаты.
      Их оценки зависят от аффективного состояния
      .
  • При опосредованном запоминании
    (методика А. Н. Леонтьева)
    также наблюдаются существенные отличия от нормы.
    • Здоровый ребенок быстро устанавливает смысловые связи
      между заданным словом и картинкой (молоко – корова и т.д.)
      и правильно использует эти связи
      при вспоминании нужного слова.
    • У олигофренов перестройка процесса запоминания,
      включение в него интеллектуальной операции
      сопровождаются снижением результатов
      по сравнению с непосредственным запоминанием.
      Больные дети часто вместо заданного слова
      называют изображенный на карточке предмет
      .
      Рассогласование результатов между
      непосредственным и опосредованным запоминанием —
      характерный симптом при умственной отсталости
      .

 Особенности развития мышления при олигофрении

  • Трудности обобщения наблюдаются также
    в опытах на классификацию предметов.
    • Дети, страдающие олигофренией,
      создают множество мелких групп и
      не способны их объединить
      на основе понятийных признаков
      .

    • В то же время при выраженном отставании
      вербально-логического мышления
      практическое мышление у этих детей более сохранно
      .
      • Так, в той же классификации
        ребенок организует группу, в которую включает
        стол, бутылку, раков и стакан, объясняя:
        «Можно поставить бутылку пива на стол,
        выпить и закусить».
    • Относительная сохранность практического мышления -
      важный фактор адаптации олигофрена к окружающему
      .
      Можно привести множество примеров,
      когда поведение такого ребенка в практической деятельности
      расценивается как достаточно практичное, целесообразное.

 Особенности развития речи при олигофрении

Рассмотрим особенности речи у детей-олигофренов.
  • Слово является тем звеном,
    которое связывает сенсомоторные процессы и мышление
    .
    При всей внешней простоте оно обладает сложной структурой.
    1. Слово имеет звуковую форму;
    2. Слово обозначает предмет;
    3. Слово отражает общие и существенные свойства
      предметов
      (языковое значение слова).
В процессе развития слово наполняется новым содержанием, стремится к превращению в понятие. Сказанное можно представить в виде семантического треугольника, состоящего из отрезков, последовательно соединяющих 3 точки:
1. Предмет → 2. Значение слова → 3. Звуковая форма → 1. Предмет

Однако все стороны семантического треугольника не формируются одномоментно.
  1. На первом этапе речевого развития
    звуковая оболочка слова временно приобретает
    самостоятельное значение
    (период автономной речи).
  2. Затем слово проходит через этап, когда
    слово выступает в качестве имени предмета, его части.
    Это период жестких связей между словом и объектом.
    Для исследования степени жесткости таких связей
    Выготский предлагал здоровым детям задания на переименование
    (например, называть чернильницу коровой и т.д.).
    Для детей младшего возраста задание было очень трудным.
    Перцептивный образ предмета определял его наименование.
    Между тем без отрыва слова от конкретного предмета
    невозможен следующий этап, когда
  3. благодаря слову возникает возможность отражения
    наиболее существенных и общих признаков предметов
    .
У детей, страдающих олигофренией, в тяжелых случаях фиксируется наиболее ранний этап словообразования (жесткая связь между словом и конкретным предметом).
  • О. В. Виноградова (1956) провела эксперимент по
    исследованию звуковых и смысловых компонентов в слове
    .
    В основной части опыта испытуемому предлагалось
    одно тестовое слово (например, слово «кошка»).
    На него вырабатывался болевой рефлекс. После этого проверялось,
    какие из слов также вызывают условную болевую реакцию.
    1. Тяжело умственно отсталые дети реагировали на слова,
      близкие по звучанию
      (кошка, крошка, кружка и т.д.).
    2. В более легких случаях олигофрении у детей
      на первых уроках преобладали смысловые связи
      (например, кошка — животное), а
      в конце учебного дня, при утомлении — звуковые.
    • Такая динамика не наблюдалась у здоровых детей.
Таким образом, у детей, страдающих олигофренией, нарушения возникают уже на уровне слова, что не может не привести к задержке всех сторон речи. В том числе одной из главных — становления речи как инструмента мышления.