3. Особенности развития эмоциональной сферы при олигофрении

 Тормозящие влияния «сверху вниз» и «снизу вверх»

Каковы особенности аффективного развития при олигофрении?
  • Нарушение мышления при олигофрении оказывает влияние
    на развитие всех других психических процессов.
    Это влияние «сверху вниз».
    Недоразвитие мышления препятствует развитию
    более элементарных психических процессов.
  • Однако нельзя также исключить и
    тормозящее влияние, обусловленное недоразвитием
    (вторичным) базальных функций «снизу вверх».
В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первичных и вторичных дефектов при олигофрении.

 Аффективная природа умственной отсталости (К. Левин)

Большую полемику вызвало мнение К. Левина (2001) об аффективной природе умственной отсталости. В основе умственной отсталости К. Левин, как известно, видел фактор косности и вязкости аффекта. Из этих свойств он выводил общую малую подвижность психики при олигофрении, начиная от восприятия и кончая мышлением. Сами интеллектуальные нарушения он отодвигал к периферии, расценивая их как производные аффективной недостаточности. Эти выводы опирались на опыты по психическому насыщению и замещению неудовлетворенной потребности.

 Опыты на замещение (Б. В. Зейгарник)

В известных опытах Б. В. Зейгарник на замещение
здоровым детям и олигофренам предлагалось:
  1. вылепить из пластилина животное;
    затем выполнение прерывалось новым заданием —
  2. нарисовать то же животное.
  • Для здоровых детей второе задание
    обладало замещающим эффектом,
    поэтому они не возвращались к прерванному действию.
  • Дети-олигофрены в отличие от нормы
    возвращались к лепке животного, следовательно,
    второе задание не выполняло функции замещения.

 Опыты на замещение (Л. С. Выготский)

Как известно, Л. С. Выготский подверг критике концепцию К. Левина об одностороннем воздействии аффекта на интеллект. При этом он ссылался на другие серии опытов на замещение, в которых испытуемым предлагалось
  1. сначала вылепить собаку из пластилина,
    а затем задание прерывалось и детям предлагалось
  2. вылепить из пластилина дом.
  • В этой ситуации здоровые дети
    возвращались к прерванному действию
    .
  • Для олигофренов же второе действие
    обладало заместительным эффектом,
    поэтому они не возвращались
    к выполнению прерванного действия.

  • Если для здоровых детей замещающим эффектом
    обладали сходные по смыслу задания,
  • то для олигофренов — сходные по материалу.

Таким образом, обнаруживается не только
  • тесная зависимость интеллекта от состояния аффекта,
  • но и обратная — зависимость аффекта от интеллекта.
Вопрос о соотношении интеллектуальных и аффективных нарушений при олигофрении не может быть решен однозначно.
  • При олигофрении в большей степени
    недоразвиваются те эмоции,
    которые тесно связаны с интеллектуальным развитием
    .
  • Что касается базальных эмоций,
    то они менее зависимы от состояния интеллекта.
С таким выводом мы встречаемся в дефектологических и клинических работах [Занков Л. В., 1939; Сухарева Г. Е., 1959].

 Возрастная динамика развития базальных эмоций

Известно, что уже к 1,5 годам весь набор базальных эмоций активно используется здоровым ребенком (страх, радость, гнев, обида, ревность и т.д.). В это же время интеллектуальное развитие находится еще только на стадии сенсомоторного интеллекта. Поэтому в этом возрастном периоде взаимовлияние обоих процессов друг на друга менее значимо, чем в последующие годы. Можно даже говорить об известной независимости аффективного развития от состояния интеллекта на данном этапе. В дальнейшем благодаря межсистемным перестройкам влияние интеллекта на аффективные процессы неизмеримо возрастает. Однако по-прежнему сохраняется известная автономность базальных эмоций. Интеллекту не всегда удается поставить их под свой контроль даже в норме.

Эта особенность базальных эмоций сохраняется и при умственной отсталости. Известным психиатром С. С. Корсаковым был описан случай идиотии (у больной отсутствовали речь, элементарные навыки самообслуживания и т.д.), однако, несмотря на глубокую интеллектуальную недостаточность, похвала и порицание не только понимались больной, но и вызывали у нее адекватную реакцию.

 Использование базальных эмоций в коррекции псих. развития

Сохранность базальных эмоций открывает ряд возможностей в коррекции психического развития детей-олигофренов. Так, возможность использования в воспитательных целях определенной сохранности эмпатийных эмоций не требует специального доказательства. Исследования также показывают, что олигофрены, так же как и здоровые дети, лучше запоминают аффективно насыщенный материал.
  • При воспроизведении рассказов
    они лучше запоминали отдельные сюжетные линии,
    более полным было построение фразы.
    При этом качество выполнения задания зависело не только
    • от уровня интеллектуального развития олигофрена,
      но, что оказалось довольно неожиданным,
    • от устойчивости его аффективной сферы.
Так, в группу «лучшие достижения» попали дети с различным уровнем развития интеллекта (в пределах дебильности), но схожие по уровню устойчивости аффективного реагирования. И наоборот,
  • худшие результаты наблюдались у детей-олигофренов
    • с более высоким коэффициентом интеллекта,
    • но с повышенной аффективной возбудимостью
      (дипломная работа А. Димитру).
Таким образом,
состояние аффективной сферы вносит существенный вклад
в эффективность интеллектуальных процессов
.