4. Возрастная динамика становления психических функций при олигофрении

Рассмотрим возрастную динамику становления психических функций при негрубых формах олигофрении.

 Первый год жизни

Для первого года жизни характерно:
  • запаздывание формирования перцептивных функций:
    • реакций на цвет, звук, игрушку,
    • «комплекса оживления» на лицо матери, других близких.
  • Задержка развития моторики выступает в
    замедлении статических и локомоторных навыков:
    • удерживание головы,
    • хватание предметов,
    • сидение, стояние, ходьба.

 Два-три года

В возрасте 2-3 лет
  • наиболее очевидно выраженное запаздывание
    развития навыков самообслуживания
    ;
  • отчетливо проявляется недоразвитие речи.

 Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте
  • уже четко выступает недостаточность
    интеллектуальной деятельности в целом:
    • отсутствие любознательности, пытливости,
    • слабость познавательной активности.
  • При подготовке к школе обнаруживаются
    выраженные затруднения в освоении
    начальных элементов чтения и счета
    .

 Особенности игровой деятельности

Динамика нарушения психического развития олигофренов в дошкольном возрасте особенно наглядно проявляется при анализе их игровой деятельности. Детская игра представляет систему, в которой основные процессы происходят внутри отношений «смысл-значение». Поэтому, как считал Л. С. Выготский, игровые комплексы могут быть соотнесены с мыслительными процессами. В связи с этим возникает возможность изучения игровых комплексов в плане наполнения их понятийным содержанием.

Игровое поведение ребенка может быть представлено в виде текста, состоящего из отдельных игровых единиц. Как правило, игра детей содержит несколько таких единиц: каждая из них представляет набор действий разной сложности. Так, например, единица «лечение» может быть очень простой — укол больного шприцем, в других же случаях укол дополняется цепочкой соподчиненных операций (предварительный набор лекарства в шприц, дезинфекция места укола и т.д.). Эти сопутствующие основному действию операции как бы опосредуют друг друга. В результате возникает многоэтажная уровневая конструкция игровой единицы.

Формируя игровой комплекс, ребенок, как правило, отрабатывает каждый из элементов, прежде чем включить его в более сложный ансамбль игровой единицы. Таким образом, возникает возможность представить игровое поведение в виде смысловых единиц различной сложности, а также проследить процесс наполнения их новым содержанием [Новодворская В. А., 1972].

Средние значения параметров игрового поведения нормальных детей и детей-олигофренов в пересчете на 30 мин наблюдения:

 Параметры
 игрового поведения
Возраст, лет
2-3 3-4 4-5 5-6 7-8
 Общее количество
 проигранных единиц1

36

31
N
24
О
43
N
21
О
37
N
20
О
30
 Количество
 иерархических единиц3
13% 56% 70% 11% 76% 18% 52% 74%
 Число уровней
 в единице2
1 1-2 2-3 1-2 3-4 1-2 3-4 2
 Общее количество
 элементов в единице
3 3 4 3 5-6 3 6 4
 Манипуляции и
 действия с манипуляциями      
76% 61% 40% 78% 25% 69% 15% 31%
Примечание: N – нормальные дети; О – дети-олигофрены.

Как видно из таблицы, поведение нормальных детей и детей-олигофренов резко отличается друг от друга.
  1. Если по общему количеству проигранных игровых единиц
    игру олигофренов можно сравнить
    с игрой здоровых детей на несколько лет моложе
    ,
  2. то по сложности единиц такое сравнение не проходит.
    В норме число уровней растет
    • с линейно построенных единиц в 2-3-летнем возрасте
    • до сложных пятиуровневых — в 6-7 лет (устойчиво 3-4 ур.).
  3. Само количество иерархических единиц
    за наблюдаемый временно́й период
    увеличилось в процентном отношении в 6 раз (!),
    а манипуляций уменьшилось в 6 раз.
Этот факт указывает, что в игре здоровых детей все большую роль приобретает фактор планирования действий (число игровых единиц уменьшается, а их сложность увеличивается).
  • Структура игровых единиц у олигофренов
    значительно беднее, чем в норме
    .
    • Начиная в 4-5 лет с линейных и 2-уровневых действий,
      к 7-8 годам они в основном остаются на той же позиции,
      хотя некоторым из детей (легкие случаи)
      доступно проигрывание более сложных,
      3-уровневых игровых единиц.
    • Сами игровые единицы неустойчивы.
      Включив в игровой комплекс новый элемент,
      дети быстро его теряют, потом через некоторое время
      вновь восстанавливают — и так несколько раз.
Все это указывает, что у олигофренов страдает главный фактор развития — способность к планированию собственных действий.
  • Лишь к 7-8 годам уровень развития игровых единиц олигофренов
    приближается к уровню игры здоровых детей 3-4 лет.
  • Однако если в норме эти сложные предметные действия
    являются предпосылкой развития ролевой игры,
    то у детей, страдающих олигофренией,
    усложнение предметных игровых действий происходит на этапе,
    когда последние в норме уже не являются
    актуальными для психического развития.