5. Классификация олигофрении по степени тяжести умственного дефекта (Ж.-Э.Д. Эскироль)

Рассмотрим критерии, положенные в основу деления олигофрении, которые определяют степень тяжести умственного дефекта (Ж.-Э. Д. Эскироль)...

 Идиотия

Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие всех функций.
  • Мышление, по существу, отсутствует.
  • Собственная речь представлена
    нечленораздельными звуками либо набором
    нескольких слов, употребляемых для согласования
    .
    В обращенной речи воспринимается не смысл, а интонация.
  • Элементарные эмоции связаны
    с физиологическими потребностями

    (насыщением пищей, ощущением тепла и т.д.).
    Формы выражения эмоций примитивны, проявляются в:
    • крике,
    • гримасничанье,
    • двигательном возбуждении,
    • агрессии и т. д.
  • Все новое часто вызывает страх.
  • Однако при легких степенях идиотии
    обнаруживаются определенные зачатки симпатических чувств.
  • Отсутствуют навыки самообслуживания.
  • Поведение
    • ограничивается импульсивными реакциями
      на внешний раздражитель либо
    • подчинено реализации инстинктивных потребностей.

 Имбецильность

Имбецильность характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия.
  • Имеются ограниченная способность к накоплению
    некоторого запаса сведений, возможность выделения
    простейших признаков предметов и ситуаций
    .
  • Нередко доступны
    понимание и произнесение элементарных фраз.
  • Есть простейшие навыки самообслуживания.
  • В эмоциональной сфере помимо
    симпатических эмоций обнаруживаются
    зачатки самооценки, переживание обиды, насмешек.

  • Возможно обучение элементам:
    • чтения,
    • письма,
    • простого порядкового счета,
  • В более легких случаях имбецильности —
    овладение элементарными навыками физического труда.

 Дебильность

Дебильность — наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении.
  • Мышление имеет наглядно-образный характер,
    доступны определенная оценка конкретной ситуации,
    ориентация в простых практических вопросах.
  • Имеется фразовая речь.
  • Иногда неплохая механическая память.

  • Дети обучаемы по адаптированным
    к их интеллектуальным возможностям
    программам специальных вспомогательных школ.
    В пределах этой программы они овладевают навыками:
    • чтения,
    • письма,
    • счета,
    • рядом знаний об окружающем.
    • Получают посильную профессиональную ориентацию.

Вышеописанная систематика по степени умственного недоразвития имеет первостепенное значение в дефектологии, так как служит одним из критериев отбора во вспомогательные школы.

 Расхождение реальных и потенциальных возможностей детей

При оценке интеллектуального дефекта при умственной отсталости необходимо также учитывать наличие глубокого расхождения между реальными достижениями и потенциальными возможностями больных детей.
  • Олигофрен, в отличие от здорового ребенка,
    ограничен в получении необходимой информации.
    Это ограничение вызвано не только его
    • интеллектуальной недостаточностью, но и
    • выраженной психической пассивностью.

    • Олигофрены не способны самостоятельно
      искать и структурировать информацию,
      даже в доступных им пределах.
    • Возникают трудности в актуализации
      даже тех интеллектуальных предпосылок,
      которыми эти дети обладают.
      В результате многие из имеющихся предпосылок
      остаются нереализованными, в латентном состоянии
      .

  • Здоровые дети, в отличие от олигофренов,
    используют различную информацию:
    • неструктурированную (спонтанно получаемую
      в процессе взаимодействия с окружающим)
    • структурированную (специальное обучение).
Таким образом, отличие олигофрена от нормы заключается
в узости используемой им информационной базы
.