6. Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (Г.Е. Сухарева)

Г. Е. Сухарева (1965) выделяет следующие формы олигофрении: неосложненные, осложненные и атипичные.

 Неосложнённая форма олигофрении

При неосложненной форме олигофрении, чаще связанной с генетической патологией, в клинико-психологической картине дефекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития в
  • интеллектуальной,
  • речевой,
  • сенсорной,
  • моторной,
  • эмоциональной,
  • неврологической,
  • соматической
    сферах.
При легких степенях неосложненной олигофрении
  • деятельность ребенка зависит
    от его интеллектуальных возможностей
    и в пределах этих возможностей грубо не нарушена.
Эти дети
  • старательны,
  • усидчивы,
  • доброжелательны.

 Осложнённая форма олигофрении

Г. Е. Сухарева выделяет осложненную форму олигофрении, при которой
  • психическое недоразвитие осложнено
    болезненными
    (так называемыми энцефалопатическими)
    симптомами повреждения нервной системы:
    • церебрастеническим,
    • неврозоподобным,
    • психопатоподобным,
    • эпилептиформными,
    • апатико-адинамическими.

  • Осложненные формы чаще имеют этиологию:
    • натальную (родовые травма и асфиксия) и
    • постнатальную (инфекции первых 2-3 лет жизни).
      В этих случаях более позднее
      время поражения мозга является причиной
      не только
      • недоразвития, но и
      • повреждения систем, находящихся
        в состоянии определенной зрелости
        .
        Это проявляется в энцефалопатических расстройствах,
        отрицательно влияющих на интел-ное развитие.

 Церебрастенический синдром

Так, при церебрастеническом синдроме
  • нарушения работоспособности больного олигофренией
    резко усугубляются
    за счет
    • повышенной утомляемости и
    • психической истощаемости.
      Ребенок не может приобрести того запаса знаний,
      который является потенциально доступным
      для возможностей его мышления.

 Неврозоподобный синдром

Неврозоподобные синдромы
  • ранимость,
  • боязливость,
  • склонность к страхам, заиканию, тикам
    могут резко тормозить
    • активность,
    • инициативу,
    • самостоятельность,
    • общение с окружающими,
    • усугубляют неуверенность в деятельности.

 Психопатоподобные расстройства

Психопатоподобные расстройства:
  • аффективная возбудимость,
  • расторможенность влечений
    грубо дезорганизуют
    • работоспособность,
    • деятельность и поведение в целом.
      Особенно большое значение для нарушения поведения
      при олигофрении эти психопатоподобные проявления
      приобретают в подростковом возрасте,
      нередко вызывая тяжелые явления
      школьной и социальной дезадаптации

      [Лебединская К.С., 1969; и др.].

 Эпилептиформные расстройства

Эпилептиформные расстройства
  • судорожные припадки,
    так называемые эпилептические эквиваленты,
    если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению
    • психического состояния и
    • интеллектуальной работоспособности ребенка, но и
    • являются формальным противопоказанием
      для его обучения в школе
      .
      Показанное в этих случаях обучение на дому
      не компенсирует полностью потерь
      ,
      связанных с невозможностью
      полноценного общения со сверстниками.

 Апатико-адинамические расстройства

Аапатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние
  • медлительность,
  • вялость,
  • слабость побуждения к деятельности,
    наиболее грубо усугубляют умственное недоразвитие.
Сходное деление на осложненные и неосложненные формы олигофрении имеется в классификациях М. С. Певзнер (1959). Это клиническое деление имеет большое значение для изучения закономерностей не только клиники, но и психологии аномального развития, так как
  • показывает соотношение и взаимовлияние
    • симптомов нарушенного развития и болезни,
    • симптомов недоразвития и повреждения.
В ряде случаев эти болезненные симптомы повреждения могут настолько доминировать в клинической картине и настолько препятствовать развитию ребенка, что дифференциальная диагностика между недоразвитием и поврежденным развитием (органической деменцией) бывает затруднительной.

 Атипичные формы олигофрении

Атипичные формы олигофрении, по Г. Е. Сухаревой, отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться.
  • Например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией,
    частично нарушается фактор тотальности поражения, так как
    в этом случае отмечается хорошая механическая память.

  • При других формах олигофрении,
    например так называемой лобной, а также олигофрении,
    обусловленной недоразвитием щитовидной железы

    [Певзнер М.С., 1959],
    частично нарушается закон иерархичности недоразвития:
    1. в первом случае имеется
      грубое нарушение целенаправленности,
    2. а во втором — резкая слабость побуждений,
      по степени своей выраженности
      как бы перекрывающие тяжесть
      недоразвития логического мышления
      .
Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть связана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), связанным с компонентом локального повреждения.
  • Так, при олигофрении, обусловленной
    ранним травматическим поражением мозга,
    нарушения памяти будут выражены значительно больше,
    чем недостаточность других высших психических функций
    .

  • При лобной олигофрении
    на первый план выступает нарушение целенаправленности,
    превалирующей по своей массивности над
    недостаточностью процессов отвлечения и обобщения
    .