7. Ретардация, тотальность поражения, структура дефекта, асинхронии

 Отставание сроков становления и развития психических функций

Отставание сроков становления и развития психических функций демонстративно и при негрубых степенях олигофрении.
  1. Для первого года жизни характерно
    запаздывание формирования перцептивных функций —
    реакций на:
        • свет,
        • звук,
        • игрушку,
        • «комплекса оживления» на лицо матери,
          других близких
          .
    • Задержка развития моторики выступает
      в замедлении статических и локомоторных навыков:
    • удерживание головы,
    • хватание предметов,
    • сидение, стояние, ходьба.

  2. В возрасте 2-3 лет
    • наиболее очевидно выраженное запаздывание
      развития навыков самообслуживания
      .
    • Отчетливо проявляется недоразвитие речи.

  3. В дошкольном возрасте уже четко выступает
    недостаточность интеллектуальной деятельности в целом:
      • отсутствие любознательности, пытливости,
      • слабость познавательной активности.
    • При подготовке к школе обнаруживаются
      выраженные затруднения в освоении
      начальных элементов чтения и счета
      .
    • Динамика нарушений психического развития
      в дошкольном возрасте у детей, страдающих олигофренией,
      особенно ярко выступает при изучении
      формирования их игровой деятельности.
      Игра долго задерживается на стадии
      • простого манипулирования,
      • элементарных подражательных стереотипов.
        И в ней отчетливо видно
      • отсутствие инициативы, творчества.
      • Недопонимание условий ролевой игры,
        затрудняя общение со сверстниками,
        усугубляет дефицит интеллектуального развития
        .

 Ретардация возрастных уровней психогенного реагирования

Для динамики развития детей, страдающих олигофренией, характерна и
  • ретардация возрастных уровней психогенного реагирования.
    • Психогенные реакции большей частью имеют форму,
      типичную для более младшего возраста.
    • Долго сохраняется сомато-вегетативный уровень
      реагирования на психотравмирующую ситуацию
      .
    • Преобладание инфантильных
      психомоторного и аффективного уровней
      реагирования в подростковом возрасте

      делает подростков-олигофренов более угрожаемыми
      в отношении ряда импульсивных асоциальных поступков
      .

Представленные выше данные клинической и психологической характеристики олигофрении как в статике, так и в динамике подтверждают выделенные выше закономерности структуры дизонтогенеза по типу психического недоразвития.

 Тотальность поражения, типичная для параметров недоразвития

Так, для психологических параметров недоразвития при олигофрении типична
  • тотальность поражения с вовлечением
    • как частных функций,
    • так и общих регуляторных систем.
При этом раннее время поражения приводит к более выраженному недоразвитию функций, имеющих наиболее длительный временно́й период созревания, что определяет иерархию, в которой особая тяжесть недоразвития падает как на регуляторные системы, так и на высший уровень организации любой психической функции.

 Многоступенчатая структура дефекта при олигофрении

  1. Первичный дефект связан с тотальностью
    недоразвития мозга
    , и особенно
    филогенетически наиболее молодых ассоциативных зон.

  2. Вторичный дефект, непосредственно связанный с первичным,
    как указывалось, имеет кольцевой характер,
    вызванный двумя координатами недоразвития:
    «сверху вниз» и «снизу вверх»
    .
    В формировании вторичного дефекта
    большая роль принадлежит культуралъной депривации:
    низкие интеллектуальные возможности ребенка,
    страдающего олигофренией, не только
    1. исходно затрудняют усвоение информации, но и
    2. создают ситуацию изоляции в среде сверстников,
      выпадение из сферы полноценного общения,
    3. вызывают невротические наслоения,
      еще более тормозящие контакты с окружающими
      .

      Таким образом, вторичный дефект имеет сложную,
      многоступенчатую структуру, начиная от механизмов,
      более близких к биологическим, и кончая параметрами,
      связанными с социальной депривацией.

 Асинхронии характерные для данного типа дизонтогенеза

При дизонтогенезе по типу недоразвития наблюдаются явления асинхронии
  • между физическим и психическим развитием,
  • между мышлением и другими психическими процессами.
    Первичная недостаточность интеллектуальной деятельности
    определяет структуру недоразвития «сверху вниз»
    .
    Явления асинхронии наблюдаются также
  • между аффективным и познавательным развитием
    (большая сохранность базальных эмоций).

  • Чем грубее явления недоразвития,
    тем больше выступают симптомы изоляции отдельных функций.
    Наиболее демонстративным примером является идиотия,
    при которой резко обеднены связи между
    • восприятием,
    • действиями,
    • речью.