8. Суммарная характеристика дизонтогенеза по типу недоразвития

 Нарушение координат развития «сверху вниз» и «снизу вверх»

Таким образом, при олигофрении страдают обе координаты развития.
  1. Первая из них — нарушение развития «сверху вниз»
    означает, что все нижележащие системы
    не получают нужных воздействий со стороны
    более высоких уровней
    и, следовательно,
    задерживаются в своем развитии.

  2. Вторая — нарушение воздействий «снизу вверх»
    означает, что базальные уровни не обеспечивают
    нужной информацией уровни более высокого порядка
    .
    В результате не формируются необходимые
    для дальнейшего развития межуровневые взаимодействия.
Таким образом, при олигофрении развитие испытывает «двойной удар» со стороны патологических воздействий «сверху вниз» и «снизу вверх».

 Расхождение реальных и потенциальных возможностей детей

При умственной отсталости, и не только при ней, у больных детей наблюдается
  • расхождение между их реальными достижениями
    и потенциальными возможностями
    .
    Это объясняется рядом причин, в том числе
  • интеллектуальной пассивностью,
  • неспособностью к самостоятельному структурированию
    получаемой информации даже в доступных им пределах
    .
    В результате те интеллектуальные предпосылки,
    которые у них имеются, не актуализируются.

    Поэтому прогноз должен опираться не только
    • на результаты тестирования, но и
    • на результаты специального обучения.
Так, умственно отсталые дети в стадии имбецильности с почти нулевыми первоначальными показателями выполнения специальных моторных тестов после обучения показали результаты, близкие к норме [Clarke A.M., Clarke A.D., 1974]. Таким образом,
  • при прогнозе необходим анализ
    всего фонда предпосылок психического развития,
    находящийся у этих детей в латентном состоянии
    .
    Однако при этом прежде всего учитываются те области,
    в которых возможно значительное продвижение ребенка
    .
Так, например, у имбецилов такой областью является сенсомоторика.
  • В формировании вторичного дефекта
    большая роль принадлежит культуральной депривации:
  • низкие интеллектуальные возможности ребенка,
    страдающего олигофренией, не только исходно
    • затрудняют усвоение информации, но и
    • создают ситуацию изоляции в среде сверстников,
    • выпадение из сферы полноценного общения,
    • вызывают невротические наслоения,
      еще более тормозящие контакты с окружающими
      .
Таким образом, вторичный дефект имеет сложную, многоступенчатую структуру, начиная от механизмов, более близких к биологическим, и кончая параметрами, связанными с социальной депривацией.

 Рассогласование между отдельными линиями развития

Р. Заззо на основании тестовых исследований предложен обобщенный профиль интеллектуальных достижений умственно отсталых детей. Как показывает диаграмма, у детей-олигофренов наблюдается выраженное рассогласование между отдельными линиями развития. Так,
  • в тесте Векслера эти дети
    • хуже справлялись с вербальными субтестами и
    • несколько лучше — с невербальными.
  • Еще лучше выполнялась проба Бурдона
    на зачеркивание элементов фигур.

  • Наибольшие трудности возникали
    при выполнении заданий на пространственный интеллект
    (пробы Пиаже — Хед, тест Бендер) [Zazzo R., 1968].
Слово, вызывающее оборонительную реакцию, составляет «ядро» смыслового поля. Вокруг этого ядра находятся слова, вызывающие у испытуемого ориентировочную реакцию. Таким образом удается определить семантическое поле — овокупность смысловых символов, объединенных общим значением (Виноградова, 1956).