04. Воспитание: процесс, теория, технология

 Процесс воспитания

  • Это взаимосвязанная цепь развивающихся
    воспитательных историй (дел),
    каждая из которых строится
    с учётом результатов предыдущей


    • Это саморазвивающаяся система, единица которой –
      • развивающаяся воспитательная ситуация или
      • воспитательное дело

  • Развиваются
    • Воспитатель
    • Воспитанники
    • Воспитательная деятельность
    • Взаимодействие воспитателя с воспитанниками

  • Свойства
    • Иерархичность
    • Статистичность
    • Многомерность
    • Самоуправляемость

  • Строоны
    • Процессуальная
    • Содержательная

  • Признаки
    • Управляемый, контролируемый
      характер формирования личности

    • Сознательность намерений

    • Действия по заранее намеченному плану
      в соответствии с поставленными задачами (не стихийно)

  • Воспитание
    • Процесс целенаправленного формирования личности

    • Взаимодействие воспитателей и воспитанников
      • специально организованное
      • контролируемое
      • управляемое

    • Цель: формирование востребованной личности,
      нужной и полезной обществу

  • Факторы
    • Длительность (ПВ длится всю жизнь)

    • Непрерывность (как сама жизнь)

    • Отдаленность результатов от момента
      непосредственного воспитательного воздействия

    • Комплексность
      (единовременность формирования качеств личности)
      • Единство
        • форм ПВ
        • задач ПВ
        • целей ПВ
        • методов ПВ
        • содержания ПВ

    • Вариативность и неопределённость результатов
      • Воспитательное воздействие и взаимодействие
        сложны и многообразны, одинаковых людей нет

    • Двусторонний характер ПВ
      • Направления течения ПВ:
        • Прямая связь
          • Воспитатель → воспитанник
        • Обратная связь
          • Воспитанник → воспитатель
            (Обеспечивает построение
            управления ПВ)

 Теория воспитания

  • Раздел общей педагогики, характеризуется
    множественностью точек зрения и расплывчатостью


  • Определённость и четкость бывает, когда в обществе,
    государстве есть сформированная господствующая идеология

 Технология

  • Это концентрированное выражение
    достигнутого уровня производства


  • Это и способ, и результат внедрения научных достижений

  • С её помощью любая теория
    осуществляется на практике более эффективно

  • Любая деятельность человека
    • Либо искусство → на интуиции
    • Либо технология → на науке

  • Развитие
    • Интуиция + Мастерство
          • Индивидуальное
          • Коллективное
    • Наука + Технология

  • Современная пед. теория
    • Признаёт технологический подход в воспитании
    • Не допускает только механического переноса
      производственной технологии в педагогику

 Воспитательный процесс как производственный

  • Общество → Социальный заказ

  • Наличие материальной базы,
    соответствующей специфике задач,
    которые стоят перед ней

  • Воспитательный процесс, осуществляющий задачи
    • Воспитательная деятельность педагога
      • Планирование предполагаемого результата
      • Способы достижения результата
      • Моделирование способов достижения
      • Осуществление различных планов и моделей
      • Управление деятельностью и
        поведением людей, реализующих эти планы

  • Управляющая деятельность педагогов
    (как и производственников) на основе
    инф. о характерных состояниях системы
    и эффективности её функционирования

 Технологозизация воспитания в настоящее время

  • Создание новых направлений в пед. теории и практике

  • Применение лишь её элементов,
    способствующих эффективности ПВ

  • Её сложность, неоднозначность
    • ПВ – целостный и комплексный
      • Его трудно разорвать на операции
        (в отличие от производственных процессов)

      • Невозможно последовательно
        формировать отдельные качества личности

  • В переходной стадии
    • Научная технология ещё хорошо не отлажена

    • Тяга к внедрению апробированных технологических находок,
      приносящих пользу

    • Постепенный отход от интуитивного решения
      воспитательных задач, замкнутого на индивидуальность

  • Задача науки
    • Выделить общие для всех воспитателей этапы,
      которые необходимо преодолеть
      на пути формирования личности

    • Указать пути достижения этих этапов