09. Основополагающие педагогические принципы

 Основополагающие педагогические принципы

  • Это ведущие, исходные требования
    к воспитанию и обучению, которые
    концентрируются в правилах и рекомендациях

    • Они кладут начало любому пед. действию
    • Они выражают отношение к пед. действию
    • Они становятся механизмом реализации цели
    • Они выполняют в пед. процессе функцию связующего звена
      между целью и средствами её достижения
В зависимости от объекта реализации...

 Определяющие отношение педагога
 к личности воспитанника (обучающегося),
 место воспитанника в пед. процессе

 Принцип природосообразности

Построение учебно-воспитательных отношений
  • Поступательно
    • от простого к сложному
    • от понятного к непонятному
    • от известного к неизвестному

  • Доступно уровню развития воспитанника и его возможностям

  • На основе учета индивидуальных и возрастных особенностей

  • С учётом состояния здоровья
    (физического и духовного развития личности)

 Принцип гуманизма

Построение учебно-воспитательных отношений
  • Полное уважение к личности воспитанника

  • Опора на положительные стороны, качества личности

  • Педагогический такт и терпение

  • Признание прав воспитанника и
    создание условий для их реализации

 Принцип единства индивидуальных и коллективных начал

Требования в пед. процессе
  • Создание условий для
    полноценного развития личности в коллективе

  • Воспитание у учащихся коллективных начал,
    умение работать в коллективе,
    нести персональную ответственность за выполняемую деятельность

  • Создание условий для развития индивидуальных качеств личности,
    ее самобытности

 Определяющие качество
 педагогического процесса в целом

 Принцип научности

  • Научный обоснованный отбор содержания обучения и воспитания

  • Вооружение учащихся научными методами
    познания, постановки и решения проблем

  • Воспитание сознания учащихся,
    готовности к самостоятельной познавательной деятельности,
    к критическому осмыслению достигнутого

  • Научное построение пед. процесса, согласно принятой пед. теории

 Принцип системно-комплексности

  • Построение пед. процесса на базе факторов:
    • социальных
    • экономических
    • психологических
    • физиологических

  • Целостность пед. процесса в единстве всех его компонентов

  • Единство теории и практики

  • Единство личностного и
    деятельностного компонента в пед. процессе

  • Единство воспитания и обучения
    в разных видах деятельности учащихся
    • учебной
    • трудовой
    • внеучебной
    • общественной
    • воспитательной

 Принцип демократичности

  • Достаточное материально-техническое и
    экономическое его обеспечение

  • Открытый соц. контроль за деятельностью
    образовательных учреждений,
    педагогическим коллективом,
    помощи со стороны общественности и родителей

  • Достаточно высокая правовая обеспеченность
    и защита и учащихся, и педагогов

  • Высокое информационное обеспечение

  • Развитое самоуправление, самоорганизация учащихся и педагогов

  • Стиль отношения учащихся и педагогов в обр. учреждениях,
    построенных на взаимном уважении прав

 Определяющие отношение
 педагогического процесса и среды его протекания

 Принцип культуро-сообразности

  • Непрерывность и преемственность воспитания и обучения
    в их содержании и методике,
    культурно-историческое единство и
    уважение культуры других народов и национальности

  • Взгляд на воспитание и обучение, пед. процесс
    как составную часть культуры общества

  • Максимальное использование материальной
    и духовной региональной культуры

  • Единство интернационального,
    межнационального и национального в пед. процессе

  • Формирование творческих начал,
    основ самообразования личности в потреблении культуры,
    сохранении её и создании новых культурных ценностей

 Принцип единства воспитания, образования и производ-ного труда

  • Расширение источников познавательной
    и практической деятельности учащихся

  • Усиление прикладного характера обучения и воспитания учащихся

  • Обеспечивание экономической независимости молодежи
    и самого обр. учреждения

  • Воспитание у учащихся таких качеств как
    • трудолюбие
    • деловитость
    • ответственность
    • предприимчивость

  • Вовлечение учащихся в социально-экономические отношения
    в обществе, ускорение их социального развития

 Принцип взаимосвязи деятельности семьи,
 обр. учр. производства, вне школьных учр.,
 учр. доп. обр. и культуры

  • Установление связей между всеми учреждениями,
    обеспечивающими эффективность пед. процесса

  • Обеспечение взаимной компенсации возможностей
    • социальных
    • экономических
    • психолого-педагогических

  • Создание условий для взаимопомощи
    в воспитании и образовании человека

  • Взаимная информированность и
    коррекция воспитательно-образовательных отношений

  • Создание стиля взаимной ответственности
    за результаты воспитания и формирование
    единой эффективной воспитательно-образовательной среды