2. Дети, страдающие текущими заболеваниями головного мозга

 Понятие «деменция», дальнейшая жизнь детей с этим диагнозом

Поскольку каждое текущее заболевание ЦНС ребенка постепенно действует на нее разрушающе, многие клиницисты обобщают такие формы понятием деменции:
  • органическая деменция,
  • шизофреническая деменция,
  • эпилетическая деменция.
Деменция обозначает распад, который отличается от недоразвития. Клинически это логично. Такая строгость понятий необходима, вероятно, для комиссии по отбору детей во вспомогательную школу. Однако специфика детского возраста — это развитие и очень ярко выраженная тенденция к компенсации.

Поэтому было бы нежелательно, чтобы учитель вспомогательной школы рассматривал своих учеников, страдающих текущими заболеваниями мозга, как обреченных на деменцию. Как свидетельствует изучение дальнейшей жизни этих детей, многие из них благодаря щадящим условиям вспомогательной школы и успехам медицины:
  • становятся практически здоровыми и хорошо работают;
  • другие сохраняют какие-то недостатки психики,
    но успешно их компенсируют
    . Настолько успешно,
    что эти недостатки становятся малозаметными
    в профессиональной, семейной и общественной жизни
    .
Однако для того, чтобы возможность компенсации стала более вероятной, учитель должен знать, каковы особенности этого продолжающего болеть ребенка. Учитель не имеет возможности рассчитывать на каждодневный надзор со стороны врача-психоневролога (как это бывает в больнице). Он сам должен хорошо значь, когда требуется срочная помощь психоневролога, когда не срочная, но необходимая. Учитель должен строить свою педагогическую тактику с учетом особенностей больного ребенка.

 Индивидуальный подход к этим детям при обучении и воспитании

Еще более важно знание приведенных данных для выбора приемов индивидуального подхода к детям при их обучении и воспитании. Если учитель услышит одинаково плохой ответ от двух учеников, например:
  1. от ребенка-эпилептика и
  2. от ребенка, перенесшего травму голового мозга,
ему может показаться целесообразным
  1. в первом случае оставить ребенка на дополнительные занятия,
  2. а во втором — обратить внимание на режим сна ребенка.
Знание того, какие дети отличаются повышенной утомляемостью, помогает учителю:
  • правильно дозировать учебную и трудовую нагрузку,
  • распределять общественные поручения.
Знание особенностей характера и эмоциональных реакций детей позволяет выбирать правильную тактику при решений сложных и сравнительно простых вопросов воспитания. Одного ребенка полезно расшевелить, вовлечь в подвижные игры. Другому, например ревматику, чрезмерное возбуждение вредно, и если он сам предпочитает не играть, а остаться зрителем, надо предоставить ему такую возможность.
  • Если ребенок-олигофрен или травматик,
    обидевшись, пошел погулять по саду,
    пусть погуляет, остынет от обиды;
  • Ребенка же, больного эпилепсией,
    надо иметь перед глазами (на случай припадка);
  • Если на уроке вертится ученик, перенесший хорею,
    учитель скорее всего не сделает ему замечания;
  • Если же будет шалить и вертеться травматик,
    учитель, быть может, сделает ему строгое замечание.
Конечно, не следует во всех подобных случаях поступать каждый раз точно так, как мы только что сказали. Многое зависит от индивидуальных особенностей каждого из детей. Но знание психопатологии может помочь учителю лучше разобраться в особенностях психики учеников.

Олигофренопедагог должен непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания по психопатологии, следить за всей публикующейся в этой области литературой. Книги профессора Г. Е. Сухаревой «Лекции по психиатрии детского возраста» должны стать настольными для учителя вспомогательной школы. Кроме того, учитель должен тщательно изучать медицинские заключения и выписки из больничных историй болезни своих учеников, если таковые имеются в личном деле.