3. Степени умственной отсталости

 Лёгкая умственная отсталость (дебильность)

Дети с ЛУО, заканчивая вспомогательную школу,
  • достигают в результате обучения
    сравнительно высокого уровня психического развития
    ;
  • становятся самостоятельными гражданами,
    т. е. несут ответственность за свои поступки;
  • овладевают профессиями,
    требующими средней квалификации
    ;
  • имеют право быть владельцами комнат, домов и т. д.
В ряде случаев возникают сомнения в их вменяемости, дееспособности и трудоспособности, и тогда тот факт, что юноша или девушка окончили вспомогательную школу, может послужить основанием для психиатрической экспертизы. Однако сама по себе умственная отсталость в лёгкой степени не может быть причиной невменяемости, нетрудоспособности либо недееспособности человека. Причиной этого могут оказаться лишь те основные заболевания, которые привели к умственной отсталости.

В настоящее время дети с ЛУО считаются ограниченно годными к несению воинской службы. Заключение об ограниченной годности или непригодности к несению воинской службы делается на основе психиатрической экспертизы. При этом большое внимание уделяется характеристике из вспомогательной школы, которую окончил юноша-призывник. Кроме того, широко применяются экспериментально-психологические методы исследования для оценки его психического состояния и развития.

 Умеренная и тяжёлая умственная отсталость (имбецильность)

Дети с УУО и ТУО
  • Не усваивают общих понятий,
    правил арифметики и грамматики
    .
  • За много лет школьного обучения
    с трудом усваивают лишь
    элементарные навыки чтения и письма
    .
  • Трудно, но практически возможно приспособить их к
    выполнению некоторых видов производительного труда
    .
  • Однако жить самостоятельно не могут,
    так как нуждаются в опеке и надзоре.
Обучение детей с УУО во вспомогательных школах проводилось у нас в разные годы по-разному. Специальные классы для глубоко отсталых детей в разные годы то открывались, то ликвидировались. Согласно инструкции Министерства просвещения СССР детей с УУО во вспомогательные школы принимать не следует. Однако существует ряд причин, по которым их все же принимают:
  • Во-первых, не так легко провести грань между ЛУО и УУО;
  • Во-вторых, дети с УУО являются все же в некоторой мере
    обучаемыми детьми
    .
Они могут за несколько лет научиться хоть кое-как читать, писать и усвоить легкие виды ручного труда. Поэтому понятна и оправдана настойчивость родителей, добивающихся обучения их детей. Без обучения они становятся тяжелым бременем для общества, семьи и сами остаются несчастными существами. Поскольку они в некоторой мере обучаемы и податливы лечебному воздействию, их совершенно необходимо учить и развивать.

 Глубокая умственная отсталость (идиотия)

Дети с ГУО не могут быть направлены во вспомогательную школу. Они подлежат содержанию в учреждениях социального обеспечения.
  • У них почти не развита речь,
  • отсутствуют навыки самообслуживания,
  • нарушена координация движений.
Такие дети нуждаются в уходе. У них можно воспитать элементарные навыки и умения, если этим занимается олигофренопедагог. При умелом подходе можно даже добиться значительных сдвигов в их состоянии.

 Вопрос о более тонком разграничении умственной отсталости

В силу различных важных причин вопрос о все более тонком разграничении степеней умственной отсталости приобрел в последнее время особую актуальность, в частности в связи с необходимостью решать следующие задачи:
  • разработка критериев, на основании которых может быть назначена пенсия по инвалидности с детства;
  • определение того, где лучше воспитывать детей с УУО — в специальных классах при вспомогательных школах или в учреждениях социального обеспечения.
  • Важно также определить, лучше ли воспитывать умственно отсталых в условиях их максимальной дифференциации по степени умственной отсталости (например, дети с УУО обучаемые и необучаемые).
Можно понять всех тех, кто хотел бы иметь «единую линейку» для разграничения разных степеней умственной отсталости. Однако использованию подобной линейной шкалы мешает не только ее теоретическая необоснованность, но и еще ряд обстоятельств, например разнообразие умственного недоразвития и разный темп компенсации.Все эти вопросы, несмотря на множество исследований, не могут считаться достаточно изучаемыми.Во многих зарубежных исследованиях используются разные тестовые измерения интеллектуального коэффициента (IQ). В последние годы советскими исследователями опубликован ряд работ, в которых представлен качественный анализ экспериментов, выполненных с целью определения критериев определения степеней умственной отсталости:
  • В отечественной литературе последних лет появились работы, основанные на качественном анализе экспериментальных данных. Таковы, например, составленные С. Д. Забрамной (1979) методические указания к психолого-педагогическому изучению детей.
  • Вопросам коррекционной работы с имбецилами посвящена и большая серия очень серьезных экспериментальных и педагогических исследований, выполненных под руководством М. И. Кузьмицкой.
В анализе психического развития и трудового обучения умеренно и тяжело умственно отсталых наметились как бы две параллельные линии:
  • Одна линия исходит из учреждений социального обеспечения (А. А. Ватажина, И. И. Зелингер, В. М. Коган, Н. Ф. Деметьева и Л. Н. Поперечная). Представителями этих учреждений разрабатываются программы обучения и соответствующие методические руководства.
  • Другая линия — исследования олигофренопедагогов М. И. Кузьмицкой, Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, Я. Г. Юдилевич и др. Эти исследования (особенно Г. В. Цикото) отличаются особой глубиной и теоретической продуктивностью.
Очевидно, что полученные при исследовании детей с УУО и ТУО данные должны быть отражены в отдельном монографическом труде. Важность создания такого труда диктуется, в частности, тем, что многие дети с УУО обучаемы и могут быть включены в трудовую деятельность.