2. Недостаточная дифференцированность условнорефлекторных связей


Дифференцировочные условные связи
лежат в основе всякого разграничения и различения.
Исследования ВНД умственно отсталых детей показали:
  • такие дифференцировки
    вырабатываются у них с большим трудом
    ,
  • редко достигают достаточной тонкости,
  • отличаются малой стойкостью, т. е. легко угасают.
Чем же объясняются эти 2 обнаруженных факта:
– замедленность формирования новых условных связей и
– затрудненность их дифференцировки?

Как известно, для правильного формирования и видоизменения условных связей необходима достаточная сила нервных процессов, т. е. процессов возбуждения и торможения. У детей после различных поражений головного мозга меняется функциональное состояние коры головного мозга. Наряду с тем, что травма, интоксикация и другие вредности
  • разрушают нервные клетки в определенных участках мозга,
  • ухудшают функциональное состояние
    всех нервных клеток коры
    головного мозга в целом.
Это изменение функций клеток проявляется в том,что
процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют:
  • слабость процесса возбуждения обусловливает
    плохое замыкание новых условных связей,
  • слабость активного внутреннего торможения обусловливает
    плохое качество дифференцировок.
При различных поражениях головного мозга возможно преимущественное ослабление одного из нервных процессов — возбуждения или торможения. Ухудшение функционального состояния коры головного мозга проявляется и в том, что:
  • «работоспособность» нервных клеток снижается,
  • после небольшой нагрузки они впадают
    в состояние охранительного торможения
    .