6. Практическая ценность теории Л. С. Выгодского

 Меры коррекционного лечебного и педагогического воздействия

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, какими должны быть принципиально наиболее эффективные меры коррекционного лечебно-педагогического воздействия на умственно отсталого ребенка.

Л. С. Выготский указывал,
что для лечебной и педагогической практики имеет огромное значение:
  • анализ механизмов симптомообразования,
  • отграничение первичных синдромов от вторичных,
  • прослеживание закономерностей развития психики
    умственно отсталого ребенка.
«Ядерные» симптомы оказываются наиболее тугоподвижными, наименее поддающимися воспитательному и лечебному воздействию, — пишет Выготский.

Наряду с этим он высказывает чрезвычайно ценные оптимистические взгляды на возможности развития психики умственно отсталых детей. Эти возможности он связывает с выводом о том, что «высшее оказывается наиболее воспитуемым». Согласно этому аргументированному теоретически и основанному на экспериментальных и клинических данных положению, именно «вершина конуса», находящаяся, по распространенному мнению, выше возможного для умственно отсталого «потолка», может оказаться ключом к его развитию и воспитанию. Необходимо подробнее остановиться на высказываниях самого Л. С. Выготского.

Л. С. Выготский говорит: «Чем дальше отстоёт симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Недоразвитие высших психических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено»27.

Л. С. Выготский ссылается на множество исследований для доказательства этого положения, в частности, на исследование Левенштейном однояйцовых и двуяйцовых близнецов. Общий результат этого и других подобных исследований сводится к следующему: наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции.

Левенштейн показал, что этот закон всецело применим к ненормальному ребенку.

Л. С. Выготский подвергает критическому анализу основные догмы старой педагогики, видевшей главный путь воспитания умственно отсталого ребенка в многолетней тренировке его сенсомоторных функций. Он указывает, что результаты этой тренировки были крайне безуспешными, ибо центр тяжести всей воспитательной работы переносился на наименее воспитуемые функции. Если все же наступало улучшение, то оно происходило вопреки намерению самих педагогов, за счет развития мышления, произвольного внимания и других высших психических функций. И далее Л. С. Выготский указывает на то, что педагогика должна перенести центр тяжести с воспитания низших на воспитание высших психических функций.

 Реализация рекомендации Л. С. Выготского на практике

Эту рекомендацию Л. С. Выготского помогут реализовать на практике:
  • Современная тенденция к ранней диагностике
    разных форм умственной отсталости,
    разных типов патологии нервной системы ребенка;
  • Создание дошкольных детских учреждений
    для разных типов детей;
  • Комплексная работа детских психоневрологов,
    дефектологов и патопсихологов.
Профилактика вторичных характерологических и псевдокомпенсаторных образований, наблюдающихся у умственно отсталых детей, коренным образом изменит облик учеников, поступающих во вспомогательную школу. Они станут значительно ближе к нормальным детям.

Нельзя, конечно, недооценивать тех огромных дорогостоящих государственных мероприятий, вследствие которых все умственно отсталые дети школьного возраста охвачены в нашей стране школьным обучением. В нашей стране малая наполненность классов, хорошо поставленное обучение и воспитание уже сейчас делают чудеса, возвращая к полноценному общественному труду, жизни многие тысячи детей, обреченных в прежние годы, да и сейчас во многих других странах, на инвалидность, нищету или в лучшем случае общественное призрение.

 Цели, необходимые для достижения

Но предстоит добиться лучшего:
  • быстрейшего достижения ранней диагностики УО,
  • отмены многолетнею пробного обучения в массовых школах,
  • более быстрого расширения сети дошкольных учреждений
    для детей, у которых выявляются признаки
    нарушенного развития нервной системы.