3. Этиология и классификации нарушений зрительной функции у детей

 Причины нарушений зрения (этиология)

  • Анализ причин нарушений зрения показывает, что
    • в 92% случаев слабовидение и
    • в 88 % случаев слепота
      имеют врожденный характер.

  • При этом среди причин детской слепоты
    заметна тенденция возрастания частоты
    врожденных аномалий
    развития зрительного анализатора:
    • в 1964 г. — 60,9% таких аномалий
      (данные М. И. Земцовой, Л. И.Солнцевой);
    • в 1979 г. — 75% (А. И. Каштан);
    • в 1991 г. — 91,3% (Л. И. Кириллова);
    • в 1992 г. — 92% (А. В. Хватова).
Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов.
  • Примерно 30% из них наследственной природы:
    • врожденная глаукома,
    • атрофия зрительного нерва,
    • миопия1.
  • В качестве генетических факторов
    нарушения зрительной функции могут выступить:
    • нарушение обмена веществ,
      проявляющееся в виде альбинизма,
    • наследственные заболевания,
      приводящие к нарушению развития глазного яблока
      (врожденный анофтальм2),
    • микрофтальм3,
    • наследственная патология сосудистой оболочки,
    • заболевания роговой оболочки глаза,
    • врожденные катаракты4,
    • отдельные формы патологии сетчатки.

  • Аномалии зрения также могут возникнуть в результате
    внешних и внутренних отрицательных воздействий,
    имевших место в период беременности.
    На развитии плода могут сказаться
    • патологическое течение беременности,
    • перенесенные матерью вирусные заболевания,
    • токсоплазмоз,
    • краснуха и др.
А. Г. Литвак пишет, что на психическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние «совокупность биологических, аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях»5.

 Пед. разделение по степени нарушения зрительной функции

  • В современной педагогической практике во многих странах
    в зависимости от степени нарушения зрительной функции
    используют простое деление на
    • слепых «blind» и
    • слабовидящих «low vision» (лиц с ослабленным зрением).

 Определение степени нарушения зрительной функции (остроты)

  • Степень нарушения зрительной функции определяется
    по уровню снижения остроты зрения —
    способности глаза видеть две светящиеся точки
    при минимальном расстоянии между ними
    .

  • За нормальную остроту зрения равную единице — 1,0,
    принимается способность человека различать буквы или знаки
    10-ой строки
    специальной таблицы на расстоянии 5 м.

  • Разница в способности различать знаки
    между последующей и предыдущей строками
    означает разницу в остроте зрения на 0,1
    .
    Соответственно человек способный различить наиболее
    крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения — 0,1,
    четвертой — 0,4 и т.п.

  • Для определения остроты зрения ниже 0,1
    используется пересчет пальцев
    .
    Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:
    • 5 м соответствует остроте зрения в 0,09;
    • 2 м — 0,04;
    • 0,5 м — 0,01;
    • 30 см — 0,005.

  • Способность к различению света от тьмы
    соответствует остроте зрения на уровне светоощущения.

    Неспособность к различению света от тьмы означает,
    что острота зрения равна 0.

 Группы детей, выделяемые в педагогическом процессе

Таким образом,
  • в зависимости от степени снижения
    остроты зрения на лучше видящем глазу,
  • при использовании очков, и
  • соответственно от возможности
    использования зрительного анализатора

    в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:
  • Слепые
    • это дети с полным отсутствием зрительных ощущений,
    • либо имеющие остаточное зрение
      (максимальная острота зрения — 0,04
      на лучше видящем глазу с применением
      обычных средств коррекции — очков),
    • либо сохранившие способность к светоощущению;
      • Абсолютно (тотально) слепые
        • дети с полным отсутствием
          зрительных ощущений
          ;
      • Частично (парциально) слепые
        • дети, имеющие светоощущения,
        • форменное зрение
          (способность к выделению фигуры из фона)
          с остротой зрения 0,005 – 0,04;
  • Слабовидящие
    • дети с остротой зрения 0,05 – 0,2.
      Главное отличие данной группы детей от слепых:
      при выраженном снижении остроты восприятия
      зрительный анализатор остается
      основным источником восприятия информации
      об окружающем мире и может использоваться
      в качестве ведущего в учебном процессе
      ,
      включая чтение и письмо.

 Категории детей в зависимости от времени наступления дефекта

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют 2 категории детей:
  • Слепорожденные
    • это дети с врожденной тотальной слепотой
    • или ослепшие в возрасте до 3-ех лет.
      • Они не имеют зрительных представлений,
        и весь процесс псих-кого развития осуществляется
        в условиях полного выпадения зрительной системы;
  • Ослепшие
    • это дети, утратившие зрение
      в дошкольном возрасте и позже
      .

  • Глубина и характер поражений зрительного анализатора
    • сказываются на развитии всей сенсорной системы,
    • определяют ведущий путь познания окружающего мира,
      точность и полноту восприятия образов внешнего мира.


1 Миопия — близорукость.
2 Анофтальм — отсутствие глаза, редкая аномалия зрения.
3 Микрофтальм — врожденная аномалия развития глаза,
   характеризующаяся уменьшением всех размеров глаза.
4 Катаракта — заболевание глаз,
   характеризующееся помутнением хрусталика.
5 Теоретические вопросы тифлопсихологии:
   Учебное пособие. — Л., 1973. — С. 49