7. Компенсация зрительной недостаточности и развитие зрительного восприятия при обучении

 Основа теорий компенсации

  • Теории компенсации в основе имеют
    • философские идеи о сущности человека,
    • научные исследования
      • физиологических возможностей
        человеческого организма и
      • закономерностей функционирования организма.
Огромное значение приобрела также успешная практика обучения детей с нарушениями зрения и их достижения в различных видах деятельности.

 Формы компенсации слепоты

Существуют разные формы компенсации слепоты:
  • органическая, или внутрисистемная, компенсация,
    при которой перестройка функций осуществляется
    за счет использования механизмов
    данной функциональной системы
    ;

  • межсистемная, основанная
    • на мобилизации резервных возможностей,
      находящихся за пределами
      нарушенной функциональной системы,
    • на установлении и формировании
      новых анализаторных нервных связей
      • с использованием обходных путей,
      • включением сложных механизмов адаптации и
      • восстановления вторично нарушенных функций.

 Структуры систем нервных связей на разной стадии компенсации

  • Процессы компенсации протяженны во времени,
    для различных ее стадий характерны
    свои структуры динамических систем нервных связей.

  • Стадия компенсации зависит от
    • времени наступления дефекта,
    • характера сформированных связей
      к моменту наступления дефекта,
    • возраста ребенка,
    • степени пораженности анализатора,
    • уровня физического и
      психического развития ребёнка,
    • индивидуальных и личностных особенностей,
    • социальных условий воспитания, а также
    • организующей и направляющей роли взрослого,
      учитывающего эти особенности развития.

 Исследование формирования компенсаторных процессов

Исследование формирования компенсаторных процессов у слепых детей начиная с раннего детства (Л. И. Солнцева) показало, что
  • систему работы по компенсации слепоты следует создавать
    на основе анализа психологических требований,
    предъявляемых детям различными
    видами деятельности каждого возраста
    ,
    • того, насколько и как они владеют
      совокупностью операций и способов,
      с помощью которых осуществляется деятельность,
    • а также каковы психические процессы,
      которые эти способы деятельности
      • контролируют,
      • регулируют и
      • направляют.

 Условия перехода от одной стадии компенсации к другой

Переход от одной стадии компенсации к другой обусловливается
  • появлением или изменением ведущей деятельности и
    в значительной степени зависит от
    • уровня развития
      познавательных процессов и психических свойств,
      позволяющих осуществить эту деятельность;
    • того, какое негативное влияние оказывает
      зрительный дефект на развитие этих процессов и
      в какой зависимости они находятся от первичного дефекта.

 Стадии образования новых психологических структур

Этот переход у детей раннего и дошкольного возраста связан с образованием новых психологических структур:
  1. На первой стадии развития это
    • комплексные двигательно-кинестетические восприятия,
    • осязание,
    • слух,
    • образование глобальных связей —
      • межфункциональных и
      • внутрифункциональных
        в процессе осуществления
        • общения и
        • предметной деятельности;

  2. На второй стадии — речь:
    • Включение речи
      • в общение и
      • в предметную деятельность
        позволяет корригировать отставание
        в локомоторном развитии
        слепого,
        возникшее из-за отсутствия
        зрительного контроля за деятельностью руки
        .
    • Подражание взрослым в воспроизведении
      • речевого материала,
      • музыкального ритма,
        понимание речи позволяет использовать и
    • подражание в мануальной деятельности:
      • дети воспроизводят движения,
        поначалу выполняемые вместе со взрослым,
        используя кинестетический контроль;

  3. Третья стадия связана с
    • развитием и появлением образов представлений,
    • укреплением их связей с предметным миром,
    • возможностью представлять отсутствующие предметы,
    • оперировать образами в воображаемой ситуации.
      Это создает предпосылки для возникновения
      творческой игры как условия активизации развития слепого
      ;

  4. Четвертая стадия характеризуется активным включением
    • речи,
    • памяти,
    • мышления,
      • в наглядно-практической,
      • в наглядно-образной и
      • в понятийной форме
        в сенсорное отражение слепым внешнего мира.

 Компенсация зрительных функций в педагогической практике

Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что
  • понимание компенсации зрительной недостаточности
    как образования гибких динамических систем взаимодействия
    различных психических структур
    имеет непосредственный выход
    в педагогическую практику обучения
    и воспитания детей с нарушениями зрения.

  • Создан комплекс специальных коррекционных занятий,
    осуществляемых в условиях различных форм
    • учебной,
    • игровой,
    • практической
      деятельности
      и
      имеющих целью компенсацию
      • нарушенных или
      • полностью утерянных
        зрительных функций
        , а также
      • вторичных отклонений в развитии.

 Отличие компенсации частичного дефекта от тотального дефекта

Компенсация частичного дефекта протекает по тем же законам, что и компенсация тотального дефекта, отличие состоит в том, что
  • в процесс включается информация
    от нарушенного анализатора
    . При этом
    изменяется соотношение коррекции и компенсации.

  • При компенсации частичного дефекта
    • начинает играть роль
      коррекция первичного дефекта,
    • развитие
      • слуха,
      • осязания,
      • зрения.

  • Основной же механизм компенсации остается там же:
    • в сенсорный акт познания включаются
      • высшие познавательные процессы,
      • используется прошлый опыт,
        большая роль принадлежит
      • предметно-практической деятельности.
Этот путь позволяет эффективно компенсировать влияние сенсорного дефекта на общее психическое развитие детей с нарушениями зрения.

 Условия адаптации слепых и слабовидящих в современной жизни

  • Чтобы адаптироваться в современной жизни,
  • победить в конкуренции со зрячими,
    слепому и слабовидящему необходимо быть
    • первоклассным специалистом,
    • широко образованным и
    • вполне самостоятельным человеком,
      не требующим помощи со стороны.

      Достичь этого возможно,
      что доказывают успехи многих
      представителей незрячего меньшинства.